Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

С легким паром! Без иронии

Актобе по праву считается лидером в Казахстане по количеству парных на душу населения. У нас работает почти 70 общественных бань, частных – намного больше. Сформировалась даже какая-то субкультура: провести выходные приятно, полезно и вкусно – под сазана, карпа или карася. В чем же фишка местных бань и почему они так популярны?

Дядя Федор – это бренд

Федор Соболев, более известный как дядя Федор, стал настоящим брендом города. Чтобы попариться у него, нужно выстоять огромную очередь. Для собеседника, который именует себя как паромастер, баня – лишь хобби, источник заработка – в собственном бизнесе.
– Чтобы правильно парить человека, необходимо знать анатомию. Мне с этим повезло, мама работала врачом в железнодорожной больнице и, можно сказать, что все детство я провел там, – начал разговор Федор Викторович.
Сначала он сам полюбил банные процедуры, потом начал глубоко изучать тему. У нашего героя парение возведено в ранг культа, к процедуре отношение особое. Он четко разделяет парение и купание.
– На самом деле, сейчас много бань в городе. Я их называю голыми ресторанами. Для меня баня – это прежде всего хороший пар и хороший веник. Причем – пар управляемый, в зависимости от болевого порога человека и его психоэмоционального состояния, – делится Федор Соболев.

Железные правила

Оказывается, к каждому человеку нужен не просто свой подход, значение имеет и его настроение. Если, допустим, клиент получил премию, у него родился ребенок или пришла еще какая-то хорошая весть, то он, скорее всего, пожелает хорошо попариться. И наоборот, если какие-то проблемы, нет настроения, то парить его нужно в щадящем режиме.
Что касается еды, то по словам дяди Федора во время парения вообще рекомендуется ничего не есть:
– У меня есть одно железное правило: тот, кто ко мне приходит попариться, на два-три часа забывает о еде — только легкий чай. Всем рекомендую есть и пить после окончания парных процедур. Если ты выпил и закусил, то в парилку возвращаться не стоит.
Отдельно паромастер коснулся типов парных. По его шкале на первом месте управляемый пар в относительно небольших банях, когда с помощью вентиляции (используется окно) регулируется температура. Кроме того, здесь можно использовать различные ароматы, чтобы процесс был приятнее. Запахи тоже влияют на кору головного мозга, улучшают настроение. Из полюбившихся актюбинцам ароматов можно выделить пихту, цитрусовые и анисовые группы.
На втором месте так называемый мокрый пар. Он используется практически во всех общественных банях Актобе. На третьем месте – сухой пар. Такой чаще использовался в актюбинских саунах в нулевых годах.
– Этот тип пара не рекомендую никому, потому что он вреден для здоровья. В таких парных опасно находиться лицам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, можно получить ожог кожи, слизистых оболочек, спазм сосудов и даже инсульт. Более того, возрастает риск проявления онкологии, портятся волосы, – предупреждает Федор Викторович.

Веник венику рознь

Основа основ банных процедур – веник. Их множество на прилавках. По мнению Федора Соболева, основной критерий при выборе – веник должен быть свежим и иметь удобную ручку. Главный атрибут бани делится на опахальные и ударные. Опахалом разгоняешь воздух, такие достаточно широкие и плоские, а ударные используются для отпаривания по телу.
Самый экзотичный в коллекции паромастера – веник из дальневосточного бамбука. Секрет веников кроется в листьях, которые при нагревании выделяют те или иные вещества, преимущественно эфирные масла и смолы. Не будем описывать целебные свойства каждого. Скажем про еловые: их не рекомендуется использовать в качестве ударных – только накрывать голову или лицо для аромата, в лучшем случае – разогнать воздух.
– По-хорошему, веник – продукция одноразовая. Для одного человека можно растянуть на два-три посещения бани. Хранить желательно на морозе, но только не мокрым, – советует дядя Федор.


Веники для бани готовятся из дуба, березы, липы, вяза, тополя, осины, клена, рябины, сирени, шалфея и даже крапивы. Наиболее ходовые у нас – дубовые и березовые.


Битва за клиента

Секретами небывалой популярности актюбинских саун поделился владелец банного комплекса «Алихан» Даулет Арыстангалиев.
– Рост начался лет 12 назад, когда появились первые бани с мокрым паром. С тех пор кривая пошла вверх. Сейчас это уже своего рода актюбинская субкультура. В бани ходят не только попариться и помыться, но и провести время в кругу друзей, вкусно поесть, получить спектр услуг, – рассказывает собеседник.
Как бизнес баня достаточно выгодное предприятие, при правильном подходе быстро окупается, даже с учетом жесткой конкуренции. Однако и требования к таким комплексам со стороны потребителей с каждым годом возрастают.
– Если раньше клиент был неприхотлив, то сейчас более требователен и обращает внимание на каждую мелочь. Допустим, сломалась дверная ручка, если ее не заменят или не отремонтируют, то человек может больше не прийти сюда, – продолжает владелец «Алихана».
Обращают внимание на чистоту парилки, бассейна, вкус приготовленной рыбы, наконец, но о ней позже. Кстати, можно заметить, что сейчас, как раньше, вода в бассейнах не застаивается и листья веников в ней не плавают.
В числе проблемных моментов – технология постройки бани. По классике она должна быть из красного кирпича, но в прошлом десятилетии активно возводили из более доступных материалов, например, ячеистого бетона, ракушняка. Наблюдались ошибки в проектировании канализации. Например, вода подавалась от котла к душевым по одной трубе небольшого диаметра. От этого часто возникали раздражающие клиентов перебои с водоснабжением: один в душевой включил воду, а в соседней кабинке она резко убавилась. Сегодня стараются к каждому душу подводить отдельную трубу.
– Сейчас наблюдается борьба за постоянного клиента. Для такого контингента устраиваются акции, даются скидки, бонусы, регулярно обновляются парные, душевые, оборудование, также тщательно следят за ассортиментом кухни. Популярны пилинг-услуги, массаж, к ним тоже, кстати, предъявляют повышенные требования, а комнаты отдыха все чаще оборудуются удобными лежаками. Некоторые добавляют травы для приятного аромата, – отмечает Даулет Арыстангалиев.
Еще одно перспективное направление – халяльные парные. Их особенности – полное отсутствие алкоголя, женщин, а вместо простыней шорты. В городе таких несколько, можно предположить, что количество будет только расти.

Караоке, VIP-кабинки, кинозалы и кедровые бочки

За прошедшее десятилетие общественные бани значительно модернизировались. То, что ранее считалось вспомогательным, сейчас выходит на передний план. Например, в банях, построенных 10-12 лет назад, площадь кафе-баров, массажных кабинетов, как правило, была небольшой, а интерьер скромным. Владельцы таких комплексов спохватились, только когда в общепитах стали скапливаться очереди. Бывало, что клиенты топали ногой и разворачивались. То же самое по пилингу и массажу.
В новых банях кафе-бары стали больше, а число кабинетов для процедур доходит до трех-четырех. А что дальше? Какие еще навороты придумают бизнесмены этого сектора? Федор Соболев считает, что перспектива за банными комплексами с большим разнообразием услуг. Вторит ему и Даулет Арыстангалиев:
– В моем понимании, бани будущего – это комплексы, которые смогут предоставить клиенту максимальный и качественный перечень услуг. В их числе VIP-кабинки с караоке, проекторами для просмотра фильмов, передач или спортивных трансляций в режиме онлайн, кедровые бочки, солевые шахты, большие бассейны с теплой водой, минимум три парные. Сюда можно приплюсовать барбершопы и даже чистку обуви. Процесс похода в баню значительно упростится. Человеку не нужно будет звонить жене, просить собрать сумку с мыльным-рыльным. Все это будет предоставлять баня, вплоть до стирки, сушки и глажки белья.
Отдельно он коснулся кухни. Некоторые клиенты не просто ходят в бани компаниями, но даже отмечают в них дни рождения, другие важные события. Вот почему бар должен обладать обширным меню, как в ресторане, иметь штат поваров и кухарок.
Возможно, кто-то пойдет на объединение мужских и женских отделов, ведь спрос на семейные кабинки также достаточно большой. К слову, в «Алихане», да и других местах, признавались, что осознанно идут на сокращение женских дней, некоторые и вовсе отказались от них. Дело в том, что мужчина – гораздо более выгодный клиент. Он больше выпьет, больше съест и меньше израсходует воды, в конечном итоге принеся больше прибыли и меньше затрат.

Новое – это хорошо забытое старое

Среди массы клиентов выделяются гурманы. Как в любой среде, они предпочитают изыск. Допустим, Астана не может похвастать обилием бань на душу населения, как Актобе, зато берет другим. Столица Казахстана задает тон в стране. Упор делается на натуральность. Пар в отдельных астанинских банях исключительно на дровах, столы, лежаки – из дерева, ароматы только натуральные. В их парных работают по два-три специалиста. Один отвечает за пар, второй – за чистоту, третий – в качестве паромастера. В стоимость входного билета (порядка 10 тысяч тенге) включен пилинг, профессиональная косметика для общего пользования, полотенца.
– Очевидно, мы тоже к этому придем. Я был в таких банях. Было приятно и комфортно оттого, что я ничего из вещей с собой не брал – все предоставило заведение, – добавил Даулет Арыстангалиев.

Сазан – рыба народная

По сложившейся легенде, впервые сазан в одной из местных бань на стол подал повар из Узбекистана. Это было в 2008 или 2009 году. Жареная рыба понравилась клиентам, спрос на нее начал стремительно увеличиваться, пока не охватил весь город.
Сейчас сазан по-настоящему народная рыба для актюбинцев. Отзывы о ней можно услышать далеко за пределами города.
– В день мы продаем примерно по пятьдесят сазанов. Насколько я знаю, местные бани потребляют примерно две с половиной тысячи штук. Это самый большой объем потребления сазана в стране, – поделился Даулет Арыстангалиев.
У нас появилась не только культура потребления сазана, но и культура его приготовления. Каждое заведение пытается найти свою изюминку. Кто-то делает его сочным, кто-то с хрустящей корочкой, кто-то готовит филейную часть. Каждый повар имеет особый рецепт, о котором никому не рассказывает. Не рассказал нам всех нюансов и повар Даврон. Однако кое-чем все же поделился.
– Сазан – это быстроусвояемая пища. Рыбу берем в основном из Иргиза, ее рабочий вес составляет от 700 граммов до 1,5 килограмма. Они вкуснее, чем большие экземпляры, которые привозят из Аральска или Атырау и продают на рынках. Вкусовые качества замороженного сазана хуже. Основной секрет приготовления кроется в специях. Еще важно жарить рыбу целиком и не более 15 минут, – слегка приоткрыл завесу тайны Даврон Мусаев.
Гости из других городов страны называют местного сазана, равно как и сами бани, одним из брендов нашего города. Возможно, к этому стимулирует и географическое расположение Актобе, холодный климат и желание согреться. Южнее бани уже не так популярны.

В недалеком будущем банные комплексы на бесплатной основе будут предоставлять клиентам одноразовые сланцы, банные шапочки, скрабы и полотенца.

Асхат КАЛЖАНОВ

Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"