Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

«С ней не скучно!»

Свой первый урок Екатерина Картанова помнит и сегодня, хотя с той поры прошло более сорока лет. Помнит волнение, с которым она готовилась к занятию: перебрала горы методической литературы, обдумала десятки всевозможных вариантов плана урока, советовалась с опытными учителями. Потом до полуночи писала конспект урока, раздумывая, как встретят ее ученики — почти ровесники. Оценкой стало услышанное на перемене: «Хорошая учительница. С ней не скучно».

С тех пор много учеников сменилось за партами в школах, где она работала — в Атырауской области, в актюбинских средних школах № 63 и 20. Есть среди ее выпускников известные в стране и за ее пределами госслужащие, работники культуры.

Последние пять лет Екатерина Хабиевна возглавляет городскую станцию юных туристов. Здесь она в полной мере смогла реализовать талант организатора, деловитость, оперативность, знание жизни. Разработала и организовала турмаршрут Актобе — Булак — Алия — Абат-Байтак — Кобыланды. К сожалению, из-за отсутствия автобуса эти поездки прекратились, едва начавшись. Выпуск газеты «Жас турист» («Юный турист»), выходившие на двух языках, был также приостановлен из-за недостатка финансовых средств. Зато были выпущены буклеты «Природа Кобды» и «Бросок в бессмертие». Последний — о работе музея имени Алии и Маншук в школе № 27.

На станции юных туристов стараниями его директора был сооружен зимний сад, поражающий воображение каждого, кто его увидит. За растениями ведут уход учащиеся, так им прививается любовь к природе.

Пришелся по душе ребятам проект «Фактор страха», который вот уже несколько лет учит детей преодолевать препятствия и покорять цели.

В прошлом году ученики станции принимали участие в республиканском конкурсе туристов, в нынешнем — в турэкспедиции «Менің Отаным — Қазақстан» и были удостоены призовых мест. В настоящее время команда под руководством Гульнар Назарбаевой участвует в республиканском соревновании по туризму «Иртышский меридиан», показывая хорошие результаты.

Под кураторством станции юных туристов находится спортивно-туристский лагерь «Дружба», который в этом году смог принять и организовать отдых более 800 детей города и области. В том числе из малообеспеченных семей, детей-сирот и с девиантным поведением. Каждый отдыхающий в лагере с удовольствием учился вязать узлы и совершать пешие походы.

Галымжан БАЙДЕРБЕС,

отличник просвещения

Республики Казахстан

Не кнутом, а пряником

Современные интенсивные формы обучения детей, рост психоэмоциональных перегрузок, внутрисемейной напряженности, асоциальных тенденций в обществе — все это способствует нарастанию нервно-психических отклонений и нарушений поведения среди детей и подростков. Продолжаем тему «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью».

В прошлом выпуске газеты мы рассказали о школьнике Роме, который, как и многие другие дети с таким диагнозом, страдает от своего несносного характера и замечаний взрослых. С этой проблемой часто приходится сталкиваться педагогу и психологу Ирине Демченко, рассуждения и рекомендации которой «АВ»  предлагает вам на этой «Большой перемене».

«Гиперподвижным детям с синдромом дефицита внимания необходимо оказывать помощь в развитии их природных талантов. Именно детские успехи и неудачи формируют будущее ребенка. Неадекватное поведение, возникшее в детстве, способно перерасти в привычку, и никакая таблетка не научит человека правильно себя вести. Только совместная работа педагогов, психологов, врачей, при условии сотрудничества с родителями  поможет ребенку найти эффективные способы общения со сверстниками и взрослыми.

Рекомендации педагогам. Не скупитесь на похвалу, поощряйте ребенка даже за минимально выполненную работу. Оптимальное место за партой для гиперактивного ребенка — в центре класса, он находится перед взором учителя и может обратиться к нему в любой момент. Избегайте монотонной деятельности, чаще меняйте задания с небольшим количеством вопросов и заданий. Избегайте завышенных или заниженных требований, учитывайте рабочий темп и способности ученика. Моделируйте ситуации успеха, чтобы ученик имел возможность проявить свои лучшие стороны. Используйте физический контакт — прикосновения, поглаживания. И всегда оставайтесь спокойным. Ваше спокойствие — лучший пример для ребенка.

Рекомендации родителям. Не прибегайте к физическому наказанию, не навязывайте такому ребенку жестких правил. Вызывающее поведение — способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени.

Старайтесь избегать многолюдных мест, они оказывают на ребенка возбуждающее действие. Дозируйте впечатления. Учите его контролировать действия, осмысливать происходящее, прогнозировать последствия своих поступков. Не требуйте от него высоких отметок по всем предметам, уделяйте больше внимания умению сына или дочери строить бесконфликтные отношения с окружающими. Не сдерживайте физическую активность подвижного ребенка, это противопоказано его нервной системе. Полезны таким детям занятия спортом, особенно плавание. Задача родителей — найти ребенку занятие по душе, не перегружая его память и внимание».

По совету психолога Рома нашел себя в музыке. Он записался в школьный хор, стал посещать музыкальную школу. Мальчик обрел свое «я», поверил в собственные силы и значимость. Взрослые тоже по-иному взглянули на ребенка, поняв — есть за что хвалить мальчика. Окриков и замечаний стало меньше.

Научат петь и танцевать

1 сентября в школе искусств имени Казангапа прошла презентация студии дошкольного развития «Отан қанаты». В этой студии юных актюбинцев не только качественно подготовят к школе, но и приобщат к искусству, научат этике, эстетике и даже азам восточных единоборств.

Каких бы высот ни достиг человек, путь к ним начинается 1 сентября. Для школьников и студентов это день самоопределения, реализации планов, воплощения самых смелых идей.

Именно в День знаний детская школа искусств имени Казангапа совместно с отделом образования города Актобе и при поддержке городского филиала НДП «Нур Отан» провела презентацию студии дошкольного развития «Отан қанаты».

— Создание студии на базе школы искусств не случайно, — говорит ее директор Сания Аймагамбетова. — Главной заботой городских властей является забота о населении, в том числе в отношении образования и воспитания детей дошкольного возраста. А вопросы сохранения и расширения сети дошкольных организаций находятся на первом месте.

Наша студия преследует цели укрепления здоровья ребенка, гармоничного развития личности и подготовки его к школе.

В программу студийного обучения вошли такие предметы, как казахский, русский и английский языки, математика, музыка, хореография, изобразительное искусство и занятия по восточному единоборству — ушу. Обучение ведется на двух языках.

Жамила КУКУЗОВА,

ДШИ имени Казангапа

Колонка "Взгляд"