10 сентября наступил Новый 5779 год от Сотворения мира, один из главных праздников иудеев – Рош а-Шана. Актюбинские иудеи встретили его так же, как их единоверцы во всем мире.
Казахстанцев, привыкших 1 января встречать официальный Новый год, через две недели — старый Новый год, 22 марта — восточный, не удивишь еще одним. Но тем и хороша полиэтничность, что мы вместе справляем все праздники.
На Рош а-Шана (Рош ха-Шана), знаменующего завершение работы Всевышнего по Сотворению мира и Адама и отмечающегося в первые два дня месяца тишрея (в нынешнем году они пришлись на 10-11 сентября), евреи приглашают всех желающих. Так, накануне праздника в хэсэде актюбинские иудеи собрались, чтобы воздать дань родной традиции и послушать шофар, на котором трубил Яков Гильдиш, с неизменной ермолкой на голове и по случаю облаченный в талит (предмет еврейского мужского костюма).
— Мы благодарны Якову за то, что он один из немногих строго придерживается еврейских традиций, напоминает о них, помогает совершать религиозные отправления, – рассказала председатель еврейского национально-культурного центра «Шалом» Полина Савицкая. – Сегодня в хэсэде те, кто не может собраться в день праздника.
Рош а-Шана (голова года) по-другому называется днем трубных звуков, покаяния, Божьего суда. Существует предание, что в эти два дня в Книге жизней Бог отмечает судьбу каждого из нас: «Кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого – скитания, кому благополучие, а кому – терзания, кому суждена бедность, а кому – богатство». Заметим, что в День суда перед престолом Всевышнего проходят все народы. Атрибуты праздника скромны: шофар (бараний рог, в который евреи трубят в знак покаяния в грехах), вареная баранья или рыбья голова на столе (чтобы быть в голове, а не в хвосте), две халы (в память об исходе из Египта; первое, что съедается с медом во время новогодней трапезы), яблоки и мед (чтобы год был сладким и счастливым), гранат (символ единства и многочисленности евреев; считается, что в плоде граната 613 зерен, как заповедей Всевышнего), финики.
Рош а-Шана начался накануне, то есть вечером 9 сентября, и по традиции гостеприимства в дом Гильдишей Якова и Яэль собрались друзья из числа единоверцев. После благословения пищи и ритуальных вкушений хозяин напомнил, что есть нужно с удовольствием и попробовать все:
— Тогда Всевышний поймет, что мы любим жизнь, и будет посылать достаток. Видите, соли на праздничном столе нет, а хлеб (хала) окунается в мед до самого Суккота (24-30 сентября). Через 10 дней после Рош а-Шана наступает Йом-Кипур, когда больше суток евреи держат абсолютный пост и все это время проводят в молитве.
Вообще, молитва – главный атрибут любого иудейского праздника, и Яков Александрович уточнил, что застолье, во время которого не говорилось о Боге и Торе, прошло впустую, поэтому между вкушением хозяин дома читал главную книгу евреев и пояснял значение написанного.
— Первый иудей Авраам был пророком и понимал, что в конце времен евреев ждут тяжелые испытания, — продолжил Яков Александрович. – Он обратился к Богу: «Я выполнил Твои заповеди. Скажи, что нам делать в день Страшного суда?». Бог ответил: «Трубите в шофар». Рош а-Шана как раз и есть день покаяния, когда иудей просит у Создателя отпущения грехов и сладкого года.
Поздравляя друг друга с наступившим Новым годом, евреи так и говорят: «С Новым сладким годом тебя! Шана това уметука, ктива вэхатима това!».
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Аслана МУСЕНОВА