Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сакпан, уд, каэн, канкалес и другие

Как звучит эстонский мольпиль или индийская алгоза, как выглядят казахские инструменты, которые не используются на протяжении уже нескольких веков, можно узнать в областном историко-краеведческом музее. До конца октября здесь размещена передвижная выставка «Әлем әуені», на которой представлены оригиналы и копии экспонатов из музея народных музыкальных инструментов имени Ыхласа Дукенулы.

— Цель выставки — популяризировать духовное и культурное наследие казахов и других этносов, — поделился заместитель директора объединения музеев Алматы Рустем Кайратулы. – Я привез 56 экспонатов. Все казахские народные инструменты – это копии, по рукописям воссозданные Жанибеком Узбекали, Оразгазы Бисембаевым и Беркимбаем Шокпаровым, а инструменты других народов – оригиналы. Всего в фонде музея 1 347 экспонатов, формирование началось в 1981 году. Сегодня это единственный музей в Казахстане и большая редкость в мире вообще.
— Выставка планировалась давно, еще до пандемии, но стала возможной только сейчас. В некотором смысле это налаживание отношений с редчайшим музеем мира, — рассказала завотделом этнографии и археологии областного историко-краеведческого музея Айдана Кызылбаева. – Замечу, что посещение «Әлем әуені» – хорошее решение для выходных как семьей, так и, например, всем классом.

Сегодня казахская адырна – явление редкое даже на сцене. На выставке «Әлем әуені» ее можно слушать сколько угодно!

Право торжественно открыть выставку предоставили руководителю управления культуры, архивов и документации Алтынай Юнисовой. Приветствовали посетителей ветеран, домбрист Хайдар Утегалиев и свободный художник, инженер, жырши-термеши Жетес Жамеков (фото слева), изготовитель казахских музыкальных инструментов.
Руководитель школы «Ер Едіге» при ОЦНТ Адильбек Сарин пришел в музей вместе с воспитанниками.
Каждый казахстанец хорошо знает такие великие имена, как Абай Кунанбай, Махамбет Утемисов, Акан сери, Биржан сал или Дина Нурпеисова. Копии их домбр и инструментов других выдающихся казахов представлены для посетителей.
Уникальное решение выставки – аудиогид, благодаря которому экскурсанты могут слушать звучание представленных инструментов в исполнении аккомпаниаторов высокого уровня. Поэтому потенциальные посетители должны планировать поход в музей не на полчаса. А где еще услышишь корейский пук или таджикский таблаки? Глядя на них в полуметре от себя, даже не верится, что из примитивного сочетания подручных материалов можно извлечь божественные звуки.
Другой интересный пункт — мертвые инструменты из числа казахских народных. Вот ударный инструмент военачальников – дудыга, а вот сакпан, зарылдауык и шартылдауык (на верхнем фото), которые чаще всего использовались для отпугивания птиц. Изготовлены они из кусочков кожи и дерева, которые проще выкинуть или сжечь в силу никудышных размеров. Но человек издревле тяготеет к рациональному и прекрасному, на стыке того и другого рождается то, что мы, тяготеющие к цифровизации, должны сохранить.
Вот кожаный жельбуаз, похожий на волынку. Увы, уже нет казаха, умеющего на нем играть, но наверняка это вопрос постановки цели.
Еще один инструмент, применяемый для поднятия боевого духа – кос дункильдек, представленный только на фото. Форма этого барабана позволяет удобно удерживать его в седле, а, как известно, ударные инструменты – одни из самых древних – применялись как раз для воодушевления первобытного человека перед охотой. Это подтверждает и Рустем Кайратулы:
— Градация примерно такова: ударные, духовые (в основном сигнальные рожки). Щипковые появились позже. Некоторые инструменты, в том числе других народов, представлены лишь на фото. Но это не умаляет просветительской значимости выставки, так как ее посещение однозначно расширяет кругозор экскурсантов.


Однако!
Ветеран музейного дела Роза Балдыгарина рассказала случай из 1980-х:
— В Советском Союзе проходил Всемирный конгресс женщин, и Алма-Ате выпало принимать у себя делегацию женщин из скандинавских стран. Я наблюдала за ними в одном из музеев. Хорошо помню уникальный полутораметровый нар-кобыз и совершенно бездарного экскурсовода, который не смог заинтересовать гостей. Было обидно.
Но вечером в Алма-Атинской филармонии давали концерт «Отырар сазы» этим же гостьям, и оркестр отлично отыграл программу, что непрофессионализм экскурсовода, думаю, был восполнен. Помню, Нургиса Тлендиев так дирижировал, что после первого отделения ему меняли рубашку.


Художественный руководитель Ассоциации корейцев Актюбинской области Галина Ажгалиева дольше других задержалась на выставке: пользуясь аудиогидом, она слушала, как звучат музыкальные инструменты ее народа.
— Вот этому каягыму, видимо, много веков, я не видела такого маленького. Его струны изготавливаются из шелковых нитей, — поделилась Галина Леонидовна. – Пук – это барабан, которым пользуются шаманы, в основном женщины-шаманки, согым – флейта, используемая для создания лирического мотива.
…Мы взяли у нее наушник и послушали корейский аналог казахского жетыгена или русских гуслей. Да, ради этого стоит сходить в музей.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Куандыка ТУЕМИСОВА

Колонка "Взгляд"