Как провести летние выходные и отпуск, каждый решает по-своему. Одни из нас предпочитают отдых на море, другие отправятся в гости к родственникам или друзьям в соседние города. Чтобы избежать длительных переездов и добраться до пункта назначения с максимальным комфортом, в качестве средства передвижения многие выберут самолет. Корреспондент «АВ» решила узнать, куда можно отправиться из Актобе воздушным путем и на какие условия при этом можно рассчитывать.
Сегодня перевозку пассажиров внутри страны и за границу осуществляют шесть авиакомпаний — «Air Astana», «Scat», «Bek air», «Qazaq air», «РусЛайн» и «Аэрофлот». Из них международные рейсы выполняют только три — «Scat», «РусЛайн» и «Аэрофлот». Актюбинцам они предлагают перелеты в Москву. Кроме того, шесть раз в месяц можно отправиться чартерным рейсом в Турцию. Однако стоит иметь в виду, что практически все билеты этого рейса выкупают туристические агентства.
Остальные компании осуществляют рейсы только внутри республики, в направлениях — Алматы, Астана, Актау, Шымкент и Атырау посредством различных самолетов, таких как Airbus A-320, -321, -319, CRJ-200, Superjet-100. Вместимость «железных птиц» варьируется от 50 до 200 человек.
Безопасность превыше всего
Одной из ключевых составляющих комфортного перелета является уровень безопасности, который, пока вы еще на земле, обеспечивает служба безопасности аэропорта. Все неприятные и опасные инциденты исключены благодаря тщательному досмотру на входе в помещение пассажира и багажа.
— С 2011 года у входа в аэропорт стоит первая линия с досмотровой техникой. Ее посредством обеспечивается эффективный досмотр и одновременно оказывается психологическое давление на нарушителей. В зале пассажиры могут быть спокойны за свою безопасность. Рамка, через которую проходит каждый пассажир, выявляет холодное и огнестрельное оружие, взрывчатые вещества, реагирует на наличие металла, — рассказывает заместитель председателя правления АО «Международный аэропорт Актобе» Андрей Шестаев.
Я смогла лично убедиться в профессионализме сотрудников аэропорта. Предварительно захватив с собой колюще-режущий предмет и спрятав его в безобидную дамскую сумочку, как ни в чем не бывало решила пройти в здание. На первом же сканере сотрудница контроля безопасности выявила запрещенный предмет и попросила оставить его у входа. Не удалось пронести опасную вещицу и на втором пункте контроля в стерильную зону. Стало понятно, что в нашем аэропорту за свою жизнь можно не беспокоиться.
— В связи с последними событиями у нас усилен режим работы и повышен уровень охраны. Руководство аэропорта дневало и ночевало на своих рабочих местах, — отмечает Андрей Шестаев. – Но мы не считаем это особенным достижением. В этом заключается наша работа, и мы всегда выполняем ее на максимально высоком уровне.
По словам председателя правления АО «Международный аэропорт Актобе» Богежана Аманбаева, Премьер-Министр РК Карим Масимов во время пребывания в Актобе пообещал обеспечить воздушную гавань новым досмотровым оборудованием.
Ожидается поступление более совершенных и современных приборов, которые в разы увеличат уровень безопасности. Видеть насквозь сотрудники контроля смогут не только сумки, но и самих людей на так называемых боди-сканерах. Стоимость нового оборудования, по предварительным подсчетам, составит около 800 миллионов тенге.
О важности качественного и современного оборудования сотрудники аэропорта знают не понаслышке. К примеру, в прошлом году женщина пыталась улететь, используя удостоверение своей подруги. Сканер подлинности документов легко определил настоящую владелицу документа, и нарушительницу во-время задержали.
Не менее курьезный случай произошел при отправке вещей через грузовой склад. Пассажиры попытались передать почтовым отправлением учебную гранату Ф-1. При досмотре багажа сотрудники аэропорта провели весь комплекс мероприятий, выявив отправителя и получателя, а сотрудники спецслужб изъяли опасную вещь.
На пути в стерильную зону досмотр ведут инспекторы подразделения досмотра службы авиационной безопасности, прошедшие специальную подготовку. Здесь же располагается комната личного досмотра, в которой мы увидели целый набор вещей, изъятых у пассажиров последнего рейса. В корзинке оказались дезодоранты, шампуни, шампанское и кока-кола, принадлежащие тем, кто не счел нужным ознакомиться с перечнем запрещенных к перевозке предметов. Теперь можно быть уверенным, что поднявшиеся на борт пассажиры не представляют угрозы.
Финансы поют романсы
Мы благополучно прошли досмотр, и теперь дело за малым – приобрести билет в нужное направление. Естественно, хочется, чтобы перелет оставил приятные впечатления и не сильно сказался на семейном бюджете.
— В эконом-классе места размещаются согласно тарифам, которые утверждаются авиакомпанией. Билет обойдется дешевле, если брать его заблаговременно, — рассказывает начальник службы организации авиационных перевозок АО «Международный аэропорт Актобе» Татьяна Имансу. — Дороже всего будет стоить билет, купленный за три дня до вылета.
Стоит отметить, что недорогие билеты в случае отмены перелета чаще всего возврату не подлежат. Поэтому перед их покупкой стоит все хорошо обдумать и взвесить.
Ценовая политика каждой компании индивидуальна. Например, в этом году «Air Astana» значительно увеличила тарифы на перелет, что уменьшило число ее пассажиров. Немного подняла цены и авиакомпания «Scat». Среди компаний с наиболее демократичными ценами «Bek air» и «Qazaq air», стоимость их билетов начинается от 13 тысяч тенге.
Как подчеркнул Богежан Аманбаев, численность пассажиров за последнее время снизилась:
— Особенно на международных рейсах. Если раньше перелеты в Турцию пользовались большим спросом, сегодня из-за малой наполняемости самолета рейс в Анталию курсирует шесть раз в месяц вместо восьми.
Причиной этого руководитель называет финансовый кризис, который не обошел стороной и нас, актюбинцев. При этом одни из горожан стали выбирать более экономичные средства передвижения, другие обращаются к авиакомпаниям с более доступной ценовой политикой.
Тем не менее хорошим спросом пользуются рейсы на Астану, Алматы, Атырау и Шымкент. Благодаря умеренным ценам комфортабельные самолеты «Bek air» и «Qazaq air» заполняются почти на сто процентов. Самолеты «РусЛайна» и «Аэрофлота» обычно заполнены более чем наполовину.
Комфорт – дело тонкое
Большинство местных пассажиров могут рассчитывать только на места эконом-класса. Билеты бизнес-класса можно приобрести на самолеты компаний «Air Astana» и «Аэрофлот». «РусЛайн» предлагает улучшенный эконом, который практически ничем не отличается от обычного эконом-класса.
Все перелеты из Актобе по продолжительности не превышают трех часов, поэтому горячее питание пассажирам не предоставляется. В эконом-классе вам предложат меню, куда входят горячие и прохладительные напитки и легкий перекус.
Главное отличие эконом- и бизнес-классов — в количестве посадочных мест. Эконом-класс самолета компании «Air Astana» вмещает 88 человек, тогда как в бизнес-классе размещается всего девять пассажиров. Общая же вместимость зависит от типа самолета.
В бизнес-классе шаг кресел больше, а пассажиров ожидает более насыщенное и разнообразное меню. За эти существенные преимущества придется заплатить не менее существенную разницу в цене.
Стоимость билетов у всех авиакомпаний различна, а тарифы могут меняться достаточно часто. Но особенных различий в уровне обслуживания во время перелетов внутри страны и за рубеж не наблюдается.
Нина ГРУЗИНОВА