В аэропорту Актобе разбился учебно-тренировочный самолет ВИСВО. Погибли молодой курсант и офицер-инструктор.
Трагедия случилась вечером 17 июля. Учебный самолет L-39 чехословацкого производства врезался в ангар при заходе на посадку. В результате крушения погибли два члена экипажа — подполковник Евгений Виссарионов и курсант Арман Массалимов.
Впрочем, жертв могло быть больше. Как выяснится позже, пилот вынужденно изменил курс, чтобы избежать столкновения с пассажирским самолетом…
Очевидцами трагедии стали работники аэропорта, пассажиры, прибывшие алматинским рейсом, и встречающие их люди.
Актюбинец Вячеслав в тот вечер приехал в аэропорт, чтобы встретить друга из южной столицы. В ожидании рейса мужчина вышел на улицу.
— Я стоял перед входом, курил и смотрел на летное поле. Внезапно послышался сильный удар, грохот. Тут и почувствовал, как содрогнулась земля. Все, кто был рядом, побежали в сторону взрыва. Мы ужаснулись от увиденного. Бетонная стена за ангаром была пробита, разворочена задняя стена здания. А по территории разбросаны фрагменты тела пилота. Где-то рядом раздавались крики и плач: женщины, работавшие в том здании, бились в истерике. Самолета самого видно не было. Все находились в шоке, в каком-то оцепенении. Полицейский пытался отогнать людей, буквально сразу прибыли пожарные машины, прибежала медсестра. Но в ее помощи уже никто не нуждался, — вспоминает Вячеслав.
На борту самолета находились 41-летний инструктор Евгений Виссарионов и второкурсник института Арман Массалимов. Курсант погиб при катапультировании, подполковник — при крушении.
Со слов заместителя начальника ВИСВО Касымбека Кенжебаева, восемь самолетов L-39 поступили в вуз в 2011 году. На них три раза в неделю проводились тренировочные полеты. По предварительным данным, самолет был исправен, прошел осмотр перед вылетом.
— Это была хорошо подготовленная команда. Подполковник авиации Евгений Виссарионов увел самолет в сторону ангара, чтобы избежать масштабных потерь, — сказал замначальника института.
Бортовой самописец уже извлечен. На месте аварии работает комиссия, которую возглавляет начальник главного управления за безопасностью полетов Мурат Кажмуратов. Также в состав комиссии вошли представители Главной военной прокуратуры и военно-следственного управления МВД Казахстана.
Тела погибших транспортировали на родину. Курсанта доставили в Астану, инструктора — в поселок Бурабай Акмолинской области.
Арману Массалимову исполнилось бы 20 лет. Он был единственным сыном в семье сотрудника Министерства обороны. У подполковника авиации Евгения Виссарионова, который также был потомственным военным, остался ребенок. Отец Виссарионова много лет пилотировал военный вертолет и в свое время также погиб в авиакатастрофе.
Как сообщил военный прокурор Актюбинского гарнизона Роллан Жанисбаев, по факту крушения самолета возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов или подготовки к ним». О виновности конкретных лиц речь пока не идет.
— L-39 появились в военном институте полтора года назад. До этого для практических занятий курсантам приходилось выезжать на учебный авиацентр в районе Балхаша. С 2012 года курсанты совершали тренировочные полеты с территории международного аэропорта Актобе. Возможно, комиссия проверит на законность и этот факт, — прокомментировал военный прокурор.
По данным военной прокуратуры, разбившийся самолет 1988 года выпуска, последний ремонт он проходил в 2008 году. Полет проводился согласно утвержденному плану на военном аэродроме вблизи аэропорта Актобе.
К слову, такая катастрофа в военном институте уже случалась в 2004 году.
Баян САРИЕВА
L-39 считается одной из наиболее удачных модификаций учебно-тренировочных самолетов. Долгие годы он был основным воздушным судном стран Организации Варшавского договора. Сейчас L-39 стоит на службе инструктажа в более чем 30 странах мира. Он предназначен для первоначального обучения технике пилотирования в простых и сложных метеорологических условиях, в том числе и ночных, а также для тренировки летного состава.