В истории казахской нации ХVIII век известен многими величайшими личностями — батырами, политическими деятелями, которые боролись за единство и безопасность казахской степи. Это время сохранилось в памяти народа как годы страшных трагедий, поставивших под угрозу само существование нации.
Великий сын казахского народа Шокан Валиханов так описывает положение народа, сложившееся в начале ХVIII века: «Первые десять лет этого века были трагическими для казахов – джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры со всех сторон нападали на казахские улусы, убивали людей, угоняли скот, уводили в рабство целые семьи».
Одним из величайших деятелей того времени, оставившим свой след в истории казахского народа, был Санкибай. Истинный гражданин своей страны, батыр, пророк, политический деятель, шекты Санкибай был известен в окрестностях рек Жем, Ойыл, Сагиз.
От племени Санкибая пошли Башек, Бердалы, Курмантай, Отебай, Толыбай. Его потомки ныне живут в Темирском, Байганинском, Мугалжарском, Алгинском районах Актюбинской области, в городах Актобе и Алматы.
Сородичи Санкибая занимались животноводством, в основном коневодством. Они вели кочевую жизнь, их пастбища находились на берегах рек Жем, Ойыл.
Вот как описывал образ жизни степняков знаменитый Касым хан: «Мы — жители степи. У нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Главное наше богатство заключается в лошадях: мясо и кожа их служат нам пищей и одеждой, а приятнейший напиток для нас, приготовленный из кобыльего молока, – кумыс. На земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений – пастбища скота и табуны лошадей, и мы ходим любоваться этим зрелищем».
Санкибай всегда говаривал своим родичам: «Джигиты! Скот водится у тех, кто любит и умеет за ним ухаживать».
Санкибай родился в 1687 году. Велика его роль в помощи сарбазам Ажибай бия и Арал батыра (особенно в обеспечении их лошадьми), которые сыграли главную роль в изгнании калмыков, намеревавшихся завоевать Западный Казахстан. Жизнь и общественная деятельность Санкибая были тесно связаны с политикой Ажибай бия. Санкибай был его советником, доверенным лицом. Они вместе боролись за независимость и благополучие казахского народа.
На берегу реки Жем есть местность, которая называется Акбота-Санкибай. Многим неведомо, когда и почему так назвали это место.
А все было так. В один прекрасный майский день Санкибай со знатными людьми своего рода, захватив большие и дорогие гостинцы, отправляется в иргизские степи, чтобы повидаться и посоветоваться с Абилкайыр ханом. В те времена Абилкайыр зимовал в Туркестане, а летом приезжал на летние пастбища. Пользуясь отсутствием батыров Младшего жуза — тама Есет батыра, табына Бокенбая, кете Ажибай бия, бериша Есболая, адая Шотака — калмыки решили захватить казахские земли. В то время низовья реки Жем все еще находились во власти калмыков. До их разгрома в 1780 году они не давали покоя казахским улусам, совершая бесконечные набеги. Дважды в год устраивали они кровавую бойню в казахских аулах, в пойме рек Жем, Сагиз, Темир, Елек, Хобда, Ойыл. Этот факт подтвержден в истории. Заранее оповещенные о приближении калмыков, люди Санкибая спешно начали откочевывать. Его же дочь Акбота, собрав родственников и джигитов и облачившись в мужскую одежду, вступила в бой против калмыков и одержала победу. Но при этом она погибла на поле сражения.
Возвращаясь со встречи с ханом Абилкайыром, Санкибай свой улус встретил на возвышенности. От сородичей он узнает о нападении на его улус и гибели дочери. Тогда Санкибай сказал: «Похороним ее на этой белесой возвышенности». И стоит ныне на этом высоком холме единственная могила. Могила Акботы. Расположенная на правом берегу реки Жем, эта прекрасная местность своим видом напоминает красавицу Акботу.
По преданиям, с этой возвышенности люди видели территорию Сагизского Наркызыла, расположенного на расстоянии 60-70 км. По словам писателя, журналиста Курала Токмырзы, это место, где калмыки получили отпор от джигитов Акботы. Аксакалы говорят, что род Санкибая оповещал о приближении врага разведением костров на этой возвышенности. На другом холме находился человек, который, заметив костер, передавал, тоже в свою очередь зажигал костер. Таким образом за короткий промежуток времени благодаря этому сигналу о нападении становилось известно в Карауылкелды, расположенном в 80-90 км от этой местности и дальше, в Караултобе, расположенном на берегу Ойыла.
В степях Жем-Сагиз есть местность, названная в честь младшей жены Санкибая, красавицы Кулдир.
В 1738 году Арал батыр не подписал поднесенный послом А.И. Тевкелевым документ о клятве верности императору Российской державы. Это объясняется тем, что Есет и Арал батыры, Ажибай би считали присоединение Казахской степи к России равносильным потере независимости и настаивали только на торгово-экономических и добрососедских отношениях.
После смерти знаменитого бия Младшего жуза Айтеке всю ответственность на себя взял Ажибай би. Поэтому российский посол Тевкелев, находясь в орде Абилкайыр хана, в своем дневнике плохо отзывался об окружении Ажибай бия. Он не скрывал своей ненависти к его мудрым советникам — таким, как шекты Санкибай, адай Шотан, бериш Есболай.
Если пройтись по страницам истории, то очевидно, что Назар Санкибай из рода шекты пользовался особым покровительством Абилкайыр хана.
Воспользовавшись похоронами Абилкайыр хана, волжские калмыки вновь напали на казахские улусы Младшего жуза. Видимо, это вторжение относится к 1749 году, потому что в апреле этого года в отсутствие батыров Ажибая, Есета, Санкибая и Шотана произошла кровавая битва с калмыками. Но сарбазы Ажибая и Санкибая остановили нашествие врага. В народе эту битву назвали «қалмақты қырған» (истребление калмыков). Особенно отличились в этом ополченцы Санкибай батыра. Это случилось на территории нынешнего Темирского района.
Санкибай, после ухода из жизни в возрасте 117 лет, в 1804 году, был похоронен на берегу реки Кенжалы, в местечке Едилсай, которое потом стали называть святым.
Некоторые современные скептики не верят, что он мог прожить 117 лет. Это глубокое заблуждение. Батыр жил в экологически благополучной среде: дышал свежим воздухом, ездил на иноходце (жорға ат), питался кониной, кумысом.
В народе бытует истина: «Не возрадуются живые, пока не будет почтения к памяти предков».
Айтеке би говорил: «Не воздав доблестному мужу, разве обретет народ покой! Не воздав герою по заслугам, сам себя унизишь…
Истинный сын с пути не собьется: предков завет его ведет».
Уважение к памяти усопших, возведение мавзолеев на могилах предков – отличительная черта тюркских народностей. В 50-е годы ХХ столетия потомки Санкибая — братья Кашкын и Абилбай Курмашевы, Окас Балгазин, жители станции Шубаркудык, установили кулпытас на его могиле.
Благодарные потомки батыра и бия в связи с 310-летием со дня рождения Санкибая 23 августа 1997 года собрались на берегу реки Кенжалы, в местечке Едилсай, где он покоится, и открыли мавзолей Кабырстан, дали поминальный ас. На свои собственные средства мавзолей соорудил инженер-нефтяник Куангали Конырбаев. Сюда съехались более
1 500 человек из нашей области и Алматы.
Затем депутаты городского маслихата на сессии присвоили имя Санкибай батыра одному из проспектов города. И это радует. Бесспорно, патриотические, благородные деяния таких людей, как Санкибай – образец мудрости, храбрости и милосердия, духовная пища для подрастающего поколения независимой республики.
Потомки батыра собрали 10 миллионов тенге и изготовили в Алматы памятник-бюст. Инициатором и организатором этого явился генеральный директор ТОО «Спарта» Максат Санкибаев. На днях памятник-бюст торжественно установлен на пересечении двух проспектов — Санкибай батыра и Алии Молдагуловой. Таким образом народ воздает должное великому соотечественнику. В связи с этим, думается, нам необходимо систематизировать все исторические события и явления, очиститься духовно, собрать в единое целое историческое прошлое, современность и будущее во благо общества и нации. Это нужно для того, чтобы осознать и лучше понять многовековое стремление народа к государственной независимости, единству духа и человеческому достоинству.
Президент Н.А. Назарбаев сказал: «Батыры воспеты народом, сказ о них передается из поколения в поколение. И сейчас не забыты они в памяти народа. И совершенно справедливо то, что, получив свободу, потомки отдают должное своим великим предкам».
Тургангали ЖОЛБАСКАН,
кандидат исторических наук, доцент