На минувшей неделе в библиотеке им. С. Баишева состоялась необычная творческая встреча. Широкому кругу читателей, творческой интеллигенции области презентовали сборник сатирических произведений «Қырық үш күндік кемдік».
Встреча явно имела оттенок печали: автора сатирических рассказов, стихов и интермедии, известного журналиста областной газеты «Ақтөбе» Алимбая Избая, много писавшего в этом редком и трудном жанре сатиры, уже несколько лет нет с нами. Выпуск книги стал возможным благодаря стараниям его друзей, коллег и просто людей, захотевших помочь изданию книги талантливого журналиста, который не смог сделать этого при жизни. Большую помощь в издании сборника оказали областной филиал Союза журналистов РК и президент АО «Акбулак» Айбек Сагиев.
Выступившие на презентации писатели и журналисты Меирхан Акдаулетулы, Нурхаир Телеуов, Ертай Ашикбаев, Нурмухамбет Дияров и другие близко знавшие его люди рассказали о творчестве и личных качествах Алимбая Избая, оставившего заметный след в журналистике области.
Расскажем кратко о нем. Алимбай Избай родился в 1958 году в Шалкарском районе. Со школьных лет он тянулся к журналистике. Будучи учеником младших классов, публиковался в республикан-ских детских изданиях, затем — в молодежных. После окончания школы он по призыву комсомола два года отработал чабаном в комсомольско-молодежной бригаде, затем отслужил срочную военную службу в Вооруженных Силах страны.
Только после демобилизации из армии он сумел осуществить свою давнюю мечту — поступить на факультет журналистики КазГУ. Студентом он печатался в алмаатинской и республиканской прессе. Уже тогда, как отмечал его сокурсник и земляк Нурмухамбет Дияров, Алимбай отдавал предпочтение жанру сатиры, писал фельетоны.
— Он имел особый взгляд на жизнь, — рассказал Нурмухамбет, — Алимбай мог в простом событии, поступке, явлении увидеть негативные последствия и их социальное значение, а, главное, мог так отобразить все это в фельетоне присущим ему острым языком, привести такие яркие сравнения, что они вызывали смех, а материалы били точно в цель. Это надо было уметь!
Окончив журфак, Алимбай, немного поработав в областном теле-
радиокомитете, затем в газетах «Болат жолы» («Стальная магистраль»), «Городские новости», перешел в областную газету «Коммунизм жолы» (сейчас — «Ақтөбе»). Именно здесь он написал основную часть своих сатирических рассказов и состоялся как журналист и сатирик. В Актобе родились его известные герои Кыргызбай, Камысбай, Тегешбай, Пашкежан, Арзанбай, Сынакбай и многие другие, за именами которых стояли вполне конкретные образы, и говорилось в его рассказах о нелицеприятных явлениях нашей жизни. Писал он об этом остро, смешно, но чаще всего это был «смех сквозь слезы». Так и должен писать сатирик. По уровню своего видения жизни и отображения описываемого явления литературными средствами Алимбай, как отмечалось на презентации выступающими, нисколько не уступал своим коллегам, работавшим в республиканской прессе и считавшимися мэтрами жанра. Надо отметить и то, что сатириков у нас почти нет. Но справедливо говорят, что и один в поле воин… Он и был настоящим воином-сарбазом, боровшимся с недостатками в обществе.
Вместе с Алимбаем в одном коллективе мы проработали всего пару лет. Неприметный с виду, но очень интересный, умный собеседник с потрясающим чувством юмора, острым словом и добротой он запомнится мне навсегда.
Как это часто бывает, мы слишком поздно осознаем истинную ценность окружавших нас когда-то людей. Возможно, еще хуже то, что и сами эти люди не ценят себя. Алимбай был из их числа. Маленького росточка, незаметный, он был талантливее многих. Но и сам он, думаю, не ценя данные ему талант и способности, не реализовал их полностью.
К большому сожалению, Алимбай Избай не смог при жизни издать книгу своих рассказов, хотя о необходимости этого не раз говорилось в творческом коллективе. Упоминалось об этом и на прошедшей презентации.
Что ж, теперь сатирические произведения Алимбая Избая, а их в этой книге собрано более сорока, наконец-то увидели свет. За это доброе дело супруга журналиста Макпал Молдадосова искренне поблагодарила всех прчастных к этому людей.
Предлагаем вниманию читателей «АВ» один из его рассказов.
Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ
Поздравления
(юмореска)
Казахи — истинные мастера поздравлений. Это же народ такой широты души и приязни! Если только есть малейший повод, так и выплескивают благие пожелания. А причин для повода у казахов более чем достаточно. Мы же народ, который так любит тои. Так и спешим на них, будто можем остаться без возможности провозгласить тост. И не находим покоя, пока не выскажемся прежде прочих.
Поздравление также должно быть отпечатано типографским способом. Если не будет в обязательном порядке опубликовано на страницах газеты, то наше благое пожелание окажется как бы неискренним. Это, наверное, чисто казахская особенность. Если прочие народы проводят конкурсы по провозглашению остроумных, витиеватых или коротких тостов и полагают это своей национальной особенностью, то, что касается поздравлений, они откровенно уступают казахам. Потому что они не поэты. А мы — народ-поэт. Понимаем поэзию. Особенно оду, особенно хвалебные стихи. Любой из нас способен мгновенно выдать четверостишие. Любой готов состязаться в стихотворчестве. Это — наша особенность. Такова особенность нашего чисто казахского менталитета. Наверное, поэтому газетные поздравления в обязательном порядке пишутся стихами. В этом нет народа, равного нам. Как говорится, «что нам Пегас», раз уж мы поэты, то распишем, господи, взахлеб! Если найдется исследователь, который станет перелистывать казахские издания и изучать поздравления (в будущем, несомненно, появятся прекрасные ученые нашей суверенной страны, кандидаты и доктора наук, защитившие диссертации по этому животрепещущему жанру поэзии), то, безусловно, будут названы имена не одного мастера мира стихов. Это сейчас они остаются одними из многих.
Поздравления — признак достатка. Они отображают условия жизни народа в определенный период, и даже политические взгляды. Ибо за публикацию любого поздравления (срезание пут, обрезание, свадьба, юбилей) нужно заплатить. Оплачивается каждое слово, а то и каждая буква, или же объем поздравления. Казахи, известно, не ограничиваются одной-двумя фразами. Повествуется истори от оно и до ныне, рождается большое (в несколько строф) стихотворение. Порой выдается даже небольшая поэма из пары-другой разделов. Как ты остановишь наплыв вдохновения у человека, как ему рот закроешь?
А за творчество, напечатанное на газетной странице, не жалко заплатить хоть какие деньги. Зато усладишь себе душу донельзя и поднимешь свой авторитет в глазах того, кого поздравил. Если на то пошло, то поздравления — это история нашего народа. Потомки наши через несколько столетий пролистают запыленные газеты в архивах и узнают, что чувствовали и как жили их предки в первые годы нашего суверенитета. Особенно историки обнаружат для себя несметные сокровища. Например, узнают, какую компанию возглавлял Паленбай Тугенбаевич, в каком году ему исполнилось столько-то лет, каков вклад в экономику страны его благоверной Тугеншегуль. Станут свидетелями того, что их прозорливые сродственники своевременно предугадали, что дети их вырастут достойными людьми и станут владельцами нефтегазовых предприятий области, а подрастающие один за другим внуки, даст Аллах, станут держать в руках своих бразды правления народом.
Что там говорить, поздравления станут ценным материалом для размышлений. Они смогут так, словно видели воочию, расставить по местам: из какого рода-племени вышел тот самый Паленбай, что, хоть и был он круглым сиротой, не был все же лишен родственников, смогут указать, с кем он общался. Прежде всего, из поздравлений будут слеплены яркие образы достойных мужей нации, наладивших жизнь народа в трудные времена (потомки сделают свои выводы). Еще посмотрите, эти проникновенные оды, переходя из эпохи в эпоху, подобно классическим творениям, в качестве сокровищ нашей литературы будут изданы отдельной книгой. И из каждой их строчки будет проявляться горькая правда нашей сегодняшней жизни. Возьмем, к примеру, одну строфу следующего поздравления:
Целину ты поднимал, упираясь,
То голодая, то наедаясь.
После развала СМП,
Теперь ты школу возглавляешь.
Или же:
Четыре сына — четыре столпа,
Им твое дело лишь продолжать.
Четверть города в руках
У тараков, коль хочешь знать.
Если в первой строфе говорится о том, что поднимавший голодным и холодным целину (!) строитель Паленбай не стал в трудную для народа пору упираться, говоря «я уже в возрасте», а включился в сферу образования, из второй же строфы можно почерпнуть ценные сведения о племени тарак, имеющем отношение к истории города. Это примеры, приведенные в качестве доказательства наших слов. Таких строф насчитываются тысячи и тысячи. А стало быть, нельзя относиться к ним поверхностно.
Представьте себе, что газеты в нашей стране стали выходить без поздравлений. Разве это не ужас?! Несомненно, встревожишься, не изменился ли миропорядок, не случилась ли какая-либо катастрофа. Поздравления — это же барометр эпохи. Показатель настроения общества. Если в газетах не будут опубликованы поздравления, это, может быть, воспринято как событие государственного уровня.
И правительство, которое каждый свой шаг делает осторожно, может испуганно задуматься: «Где же мы дали маху, что с народом стряслось?». Это такое значительное дело. Поздравления пишутся не каждому. Например, меня вот никто не поздравляет. Кто поздравит, о том могут подумать: «Да он же друг ему!». А вот, Сабынкара, тот ничем особым не отличается, однако его поздравляют все вокруг. Я тоже иду к нему и хоть неискренне, но поздравляю его. Говорю же, ничем особенным он не отличается, заурядный конторский работник. Зато супруга его возглавляет лабораторию в учреждении, где выдается сертификат на продукцию. Поэтому в поздравлении в честь Сабынкары непременно заходит разговор о роли женщины в обществе. Дается удивительная оценка труду тетушки Атиргуль. В поздравлении на тему «Дядюшке Сабынкаре» производители продукции говорят так:
Вы даете продукциям сертификат,
И поздравить вас сегодня каждый рад.
Поздравляем с 60-летием супруга,
Тетушка, вы берегли бы его всегда так.
Говорить об истории возникновения поздравлений, об их становлении можно очень долго. Сколько притеснений претерпел этот боевой жанр. Сначала был оттеснен как вредный пережиток брежневской эпохи. Поэты и рядовые поздравители печатали свои поздравления под скрытыми адресами типа «Для К.», «Для М.» и т. д. Однако этот маскировочный период прошел быстро. Мы должны гордиться нашей особенностью, которая не дана другим народам. С приходом демократии жанр поздравления стал развиваться особыми темпами.
Слава Богу, у казахов достаточно жемчужин-слов, которые способны растрогать любого. Так бы слушал и слушал, летал бы с просветленным сердцем, вознесясь на облака, не спускаясь на землю. Разве народ, пребывающий в таком состоянии, поведет бровью от тягот суетной жизни на земле? Вот какова мощь хвалебных од! Понявшие это поэты теперь не скрывая стали называть свои творения «Стихи, прочитанные на тое Паленше», «Стихи, прочитанные на тое Тугенше», «Академику-ага», «Курдасу акиму», стали включать эти поздравления в свои сборники. Некоторые, даже не в силах остановить наплыв вдохновения, успели написать и книги-посвящения. Да что там книги, их благие пожелания, не вместившись в стихотворные строки, стали превращаться в научные статьи и монографии, по ним начали снимать документальные фильмы.
У поздравлений — огромное будущее. Их мощь и общественное значение должен знать и ощутить каждый. Если есть у вас свой какой-никакой старичок, поздравьте его и дайте поздравление в газету. И недруги скажут: «И у него оказывается есть кто-то». Это нужно для истории. Не забывай! И сам не будешь забыт.
Перевод Амантая УТЕГЕНОВА