Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сделка в режиме online

Как избежать «черного» списка поставщиков и попасть в «золотой»?

Смогут ли россияне играть на казахстанском рынке госзакупа, а казахстанцы — на российском?

Как начать работать с сайтом госзакупа?

Нужно ли покупать через сайт ручку ценой 10 тенге?

На эти вопросы ответил директор департамента методологии ТОО «Центр электронной коммерции»

Куат Султан.

В течение недели Куат Султан и его помощники проводили в Актобе обучающие семинары. На них специалисты рассказывали о новшествах, произошедших в законодательстве, и поясняли, как заказчикам и поставщикам будет удобнее работать в новых условиях.

— В чем причина того, что семинары проводит лично директор центра?

— С июля 2012 года вся документация по госзакупкам перейдет в электронный формат. Не будет возможности провести обычный бумажный конкурс. Также вводится в действие так называемый электронный аукцион. Времени на то, чтобы поставщики и заказчики госзакупок на всех уровнях освоили новую форму, крайне мало. Поэтому наша задача — максимально эффективно охватить семинарами всех участников процесса.

Хочу отметить, что актюбинское областное управление финансов — первое, пригласившее нас для проведения семинаров.

— Какая была необходимость в создании Центра электронной коммерции и за что он отвечает?

— ТОО «Центр электронной коммерции», которое мы представляем, — это орган, отвечающий за техническо-информационную сторону процесса госзакупок. Такая необходимость назрела, так как процесс госзакупок постоянно совершенствуется.

Единым местом, где происходит процедура госзакупа, стал портал www.goszakup.gov.kz. Все, что происходит на портале, прозрачно и доступно как для участников, так и для общественности. Раньше поставщики были вынуждены искать заказчиков через бумажный информационный бюллетень, который расходился по всей стране. Они не могли сопоставлять свои цены с ценами конкурентов и следить за ходом закупа. Сейчас все происходит в одной точке интернет-пространства, доступного со всего мира, изменения происходят в режиме реального времени. Все поставщики участвуют в процессе одновременно на равных условиях.

— Нет ли в этой одновременности подвоха? Поясню: к примеру, заказчик располагается в Уральске, а лот выиграл поставщик из Талдыкоргана. Огромное расстояние, транспортно-логистические расходы, потеря времени…

— Это уже вопрос компетентности бизнесмена. Если поставщик из Талдыкоргана берется обслужить заказчика из Уральска, а послед-ний будет видеть, откуда заказ, то он должен быть готов к тому, что в предложенную им цену войдут и доставка, и все прочие траты. То же относится и ко времени выполнения заказа. Закон о госзакупках не учитывает расстояния и не запрещает выигрывать лоты далеко расположенных заказчиков.

— Как правило, в конкурсе побеждает тот, кто предложит самую низкую цену. Но вот пример: тендер на школьное питание выиграл бизнесмен, который берется накормить детей по цене 70 тенге за обед. А потом, когда услуга заработала, выясняется, что этот обед невозможно есть. Что будет в этой ситуации?

— Что касается качества, то, во-первых, заказчик должен точно сформулировать, какой именно по калорийности и составу должен быть обед. Во-вторых, поставщик, трезво оценивая свои ресурсы, тоже должен соответствовать заказу. И, в-третьих, должна быть активная позиция контролирующих органов, таких как госсанэпиднадзор. Чтобы поставщик помнил: в любой момент его могут проверить и наказать.

С нашей стороны поставщик, сорвавший заказ или выполнивший его с опозданием или не в надлежащем качестве, попадает в «черный» список-реестр недобросовестных поставщиков. Этот список тоже доступен на сайте. Выйти из этого списка можно только через 24 месяца.

Государство — крупнейший заказчик. И на два года оказаться без сотрудничества с ним — значит, остаться не у дел. Когда поставщики твердо усвоят это, тогда и будет создана культура ведения бизнеса.

— Если есть «черный» список, то ожидается ли создание «золотого» списка? И как вообще заказчик сможет увидеть рейтинг надежности поставщика?

— Работа в этом направлении идет. Это вопрос развития портала. Если поставщик зарекомендовал себя как добросовестный исполнитель, заказчики смогут голосовать за него. И, возможно, в дальнейшем ему будут оказываться и предпочтение, и какие-то льготы.

— Из «черного» списка поставщик выходит автоматически, либо он должен собирать доказательства своей надежности?

— Автоматически. Проблема в том, что в процессе попадания в этот список, занимающем около месяца, поставщик может снова попытаться участвовать в конкурсе. В таком случае механизм ограничения включается прежний, через суд, только срок пребывания в «черном» списке уже может увеличиться.

— Каким образом портал будет обращаться к поставщикам? Путем рассылки или же бизнесмены должны будут сами заходить на сайт и искать подходящие лоты?

— Буквально недавно мы подготовили такой инструмент, как рассылка: новости о свежих лотах в определенной тематике. Если поставщик укажет, какого типа заказы ему интересны и подпишется на рассылку, он будет получать информацию о лотах, не заходя на сайт. Также возможно, что и заказчики смогут получить рассылку о товарах и услугах.

— На портале можно увидеть лоты по довольно забавным ценам: и пять тысяч тенге, и пятьсот. Целесообразно ли проводить такую мелочь через сайт?

— Как раз с введением поправок покупки годовой суммой от ста МРП и меньше можно будет проводить вне портала. Надо будет только зарегистрировать ее в годовом плане и зафиксировать договор купли-продажи.

— То, что один человек построил, другой всегда сможет поломать. Что произойдет в случае обрушения сайта госзакупа, каким образом будет страховаться имеющаяся на нем информация?

— Сказать, что портал стопроцентно защищен от взлома, я не могу. Риск всегда есть. Наша задача как технического оператора — обеспечить максимальную защиту данных, разработать протоколы, которые начнут работать в случае форс-мажора. Есть определенный регламент, который контролируется Минтранскомом. Предполагается, что заработает дублирующий компьютер, на котором будет зарезервирована информация. Но на данный момент наши сервера одни из самых мощных и современных в мире.

— С введением Единого экономического пространства будут ли иметь поставщики из стран-участниц право участвовать в закупах? И не создаст ли это угрозы казахстанским поставщикам?

— По закону поставщик из любой иностранной державы всегда имел право участвовать в конкурсе как нерезидент РК. Страны-участницы ЕЭП будут иметь небольшое преимущество, которое состоит в том, что процесс госзакупа в этих трех странах унифицирован. Еще легче поставщикам из Единого пространства станет работать, когда они смогут входить в систему отдаленно, со своими ключами. Сейчас им надо либо приезжать в Казахстан, чтобы получить ключи, либо открывать здесь свои представительства. Работа над унификацией ключей идет, но этот вопрос пока не решен.

Что касается угроз, то, конечно, конкуренция ужесточится. Масштабы Казахстана несопоставимы с масштабами России. Казахстанские поставщики будут вынуждены повышать качество услуг и одновременно снижать цены.

— Будет ли оказываться предпочтение казахстанцам перед иностранными поставщиками?

— При полном соблюдении условий так называемого «казахстанского содержания» это преимущество будет. Но только до 2014 года. С 2014 года заработает принцип «национального содержания», и поставщики из стран Единого экономического пространства окажутся в совершенно одинаковых условиях. Наступит час «Х», который покажет, кто есть кто.

— Насколько Казахстан привлекателен для иностранных поставщиков?

— У нас есть данные, подтверждающие посещение портала госзакупок с иностранных адресов. На первом месте, конечно, Россия. Россияне целенаправленно мониторят наши лоты. Есть и Африка, и США, и Австралия. Интерес есть, но участия этих поставщиков в конкурсе пока не зафиксировано. Возможно, они работают через своих казахстанских партнеров.

Шолпан ТУЛЕУЛОВА

 

За 2011 год на портале госзакупок

было размещено 100 255 лотов, участвовали 860 поставщиков. Запланированная сумма трат составила 47 543 000 000 тенге. Из них освоено 46 108 000 000. Экономия составила около 1 400 000 000. В физическом выражении эта сумма сравнима

с постройкой современной больницы.

 

Самый дорогой лот,

зафиксированный на портале, стоил 256 миллионов тенге. Самый дешевый — 10 тенге, заказчик покупал ручку.

 

Благодаря только одному способу запроса ценовых предложений, начиная с 2008 года, государство сэкономило около 75 миллиардов тенге. Эта сумма составляет примерно 21%

от средств, запланированных на закупки. Ожидается, что способы электронного конкурса и электронного аукциона, будучи тщательно

разработанными, дадут не меньший эффект.

 

Человеческий фактор в системе электронных закупок сведен

к минимуму. Система беспристрастна и не делает необоснованных

предпочтений. Сэкономленные миллиарды — это неотданные взятки и «откаты», вернувшиеся в бюджет.

Колонка "Взгляд"