В нашей области в 248 организациях образования с инклюзивным обучением воспитываются 1 260 детей, 340 обучаются на дому. Именно для детей с инвалидностью необходимы развивающие устройства, аналоги игровой комнаты Монтессори. По проекту «Бақытты бала» планируется изготовить 588 сенсорных домиков — мобильных, переносных пособий, не требующих больших финансовых затрат.
С 16 марта по 16 апреля объявлен областной конкурс «Лучшее дидактическое пособие «Сенсорный домик». Работы, присланные на конкурс, будут переданы специализированным, коррекционным школам, детским садам, а также детям, обучающимся на дому.
На днях научно-практический центр организовал мастер-класс по изготовлению такого пособия. Свой сенсорный домик представила коллегам воспитатель областного реабилитационного (специального) центра Вера Кириченко. Педагогический опыт, профессиональные знания, любовь к особенным детям позволили ей продумать устройство для развития моторики рук, познания окружающей среды, творческого мышления малышей. Четыре стены, две стороны крыши фанерного домика на колесиках оборудованы самыми разными предметами. Здесь и розетка, и выключатель, и телефонный диск, и краник, и маленькая доска с фломастером, и замки-молнии, и элементы одежды с кнопками. Продуманы задачки на социализацию, зрительное восприятие, колокольчики на слуховые упражнения, ленточки для дыхательных упражнений, съемные овощи, фрукты и зверушки.
По методике российского инженера-физика Вячеслава Воскобовича педагог соорудила на крыше домика квадрат «Геоконт», или по-простому «дощечка с гвоздиками». С помощью разноцветных резиночек на этом поле можно создавать контуры геометрических фигур, предметов. Так развиваются не только моторика кистей, пальцев, но и воображение, мыслительные процессы. Завязывать шнурки особые дети Веры Кириченко также учатся по методу Воскобовича «шнур-затейник». Математическая сторона домика учит детей различать длину, величину, форму, количество предметов.
— В домике живет хозяин — игрушка, изготовленная из пластиковых формочек киндер сюрприза, — поделилась секретами своей работы алгинский педагог. — На нижних полочках я разместила фигурки разных цветов. Сюда же можно сложить пазлы мозаики, бусы для нанизывания на нить.
Как пояснила опытный воспитатель, сенсорным домиком могут играть одновременно несколько детей. Свое пособие она разрабатывала постепенно, придумывая все новые задания. Создала сенсорный домик на собственные средства, и обошелся он ей не так дорого.
— Дело не в деньгах, которые я вложила в этот многофункциональный домик, а в том, что я вижу результаты своего труда. Меня радует, когда ребенок каждый день учится чему-то новому, когда с интересом познает разные стороны домика. Я хотела бы, чтобы сенсорные домики, представленные на конкурс, были сделаны не для галочки, а с душой, с заботой об особенных детях, — попросила в завершение мастер-класса Вера Кириченко.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Фото Жаннат АБИЛЬДАЕВОЙ