Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сердце любимого города

Первые торговые ряды Актюбинска || Фото из фонда госархива области
Центральный рынок сегодня || Фото Куандыка Тулемисова

В разные годы самым оживленным местом каждого населенного пункта считались торговые точки. Бойкая торговля вписалась пестрой страницей в историю и нашего края.

Часть истории и культуры

В далеком 1913 году «Оренбургская газета» сообщала: «С проведением Ташкентской железной дороги г. Актюбинск, как сказочный богатырь, стал расти не по дням, а по часам. Быстро развивается торговля: устроены торговые ряды, отведено место для базара…».
Центральный рынок — часть истории и культуры современного Актобе. Любой актюбинец знает еще одно его народное название — Колхозный. Оно закрепилось из-за того, что с появлением колхозов начался масштабный ввоз сельскохозяйственной продукции на городские прилавки. Сегодня, как и много лет назад, здесь бьет ключом жизнь, царит особая, исторически сложившаяся атмосфера торговли. Целая гамма цветовых контрастов!
Когда-то, очень давно, на просторном, возвышенном месте расположились примитивные торговые ряды из деревянных самодельных прилавков. А чтобы в любую погоду продажи шли бесперебойно, были построены маленькие землянки под надежной крышей. Расширялась площадь, менялся внешний облик рынка, сменялись лица, но неизменной оставалась торговля. Свежие овощи, спелые фрукты, домашние заготовки, молочные продукты, леденцы на палочке, ванильное мороженое, горячие пирожки… Глаза разбегаются от буйства красок! Запахи восточных специй и настоящего индийского чая… А еще — изделия ручной работы народных умельцев, вышивка, вещи, бакалейные ряды, галантерейные лавки… Живые рыбины и даже мелкая живность — во все времена все это находило спрос у городского населения.
Помимо самой купли-продажи, для потребности горожан на базаре постепенно начали действовать первые точки социально-бытового обслуживания, которые быстро пришлись по нраву населению. Можно было не только набрать авоськи продуктов и вещей, но еще навести красоту, заказать наряд из купленных здесь же тканей, отведать вкусных щей или любимого плова. А также заглянуть в фотопавильон или в часовую мастерскую… Что мы сегодня и сделаем с вами, дорогой читатель.

Софья Поролло в молодости и зрелые годы || Фото из личного архива автора

Женщина-фотограф

1930-е годы. Мы на городском базаре (именно так он тогда и назывался). Уже ощущаем торговую суету. Заходим через главный вход, немного левее, и взору предстает фотопавильон… Как вы думаете, часто ли фотографировались жители с появлением первых фотолавок в городе? Вероятно, достаточно часто, потому как среди актюбинцев в то время фотография уже была в обиходе. А тут еще и с базаром такое удобное расположение. Почему же не заглянуть? Вновь откроется входная дверь, и женщина-фотограф, как обычно, приветливо кивнет головой новому посетителю. Остановит на нем свой пронзительный взгляд, внимательно выслушает просьбу об изготовлении снимка. Предложит расположиться и немного подождать. «Все нужно детально продумать, буквально до мелочей: настроить резкость, определить нужное расстояние, подготовить освещение, соблюсти все правила фотопечати. Ведь каждый кадр — на вес золота», — пошагово мыслит она.
Городской фотограф Софья Поролло (в девичестве — Домовесова) — интеллигентная, высокая женщина, всегда была подтянута и уверена в себе. Она неизменно следила за своим внешним видом и ставила для себя высокую планку. Время тогда было сложное и опасливое. Городские жители, просто приезжие, любопытные иностранцы, люди разных профессий и должностей могли призадержаться в павильоне. Поэтому ухо нужно было держать востро. Все эти моменты Софья Елисеевна прекрасно понимала и, скорее всего, отлично разбиралась в психологии общения.
От мала до велика — все побывали в гостях у сказки! В послевоенные годы очень повезло племянницам Софьи Елисеевны, сестрам Амежневым — Надежде и Галине. Ведь они, будучи еще детьми, знали все секреты комнаты, скрытой от посторонних глаз, где рождалась фотография.
— Фотопавильон тети был небольшой и состоял из двух комнат. В одной шла съемка, а в другой фото проявлялись, затем сушились. Будучи детьми, мы с Надеждой часто напрашивались к тете в помощники. Старались усердно выполнять все ее указания. Меняли фон после очередного посетителя, помогали ретушировать. Помню, у тети Сони была лампа для фотовспышки, штатив-тренога, фотоаппарат (их было всегда два, на случай, если первый подведет), фигурный резак, — делилась со мной в свое время Галина Дмитриевна.
Софья Елисеевна, как и многие другие фотографы того времени, знала все секреты и тонкости работы с пленкой. После оформления заказа фотограф приступает к скрупулезной работе. В полной темноте, за закрытыми шторками, под красным светом будет происходить волшебство: на листе фотобумаги появятся лица знакомых и незнакомых людей. Проявка идет медленно, нужно набраться терпения и долго ждать. А еще важно соблюсти все температурные и влажностные режимы. Малейшая ошибка при проявке может привести к потере всей отснятой пленки (или ее части), а это недопустимо. Наборы фотобумаги, химические растворы, специальные реактивы — это лишь малый перечень материалов и оборудования уникальной лаборатории. После проявки следует промывка и отправка бумаги в волшебный раствор «фиксаж». Специальным пинцетом Софья Елисеевна достанет фотобумагу из ванночки, подвергнет ее сушке. Несколько последовательных действий, и завершающий штрих — ажурная рамка готовых снимков «волшебным» резаком. Снимок готов и ожидает своего заказчика.
Дорогой читатель, теперь вы представляете, в каких скрупулезных усердиях в то время рождалась фотография? Это был колоссальный по тем временам труд женщины-фотографа довоенного и уже послевоенного времени. Софья Поролло также ездила в наши глубинки, по районам и селам, где делала фото местных жителей. Такие поездки приносили заработок в семью. Ведь она была не только городским фотографом (по сегодняшним меркам — деловым предпринимателем), но в первую очередь — любящей женой и заботливой мамой.
Родственники отмечают, что с возрастом у Софьи Елисеевны появилось много очков. Случалось, она передвигала очки с переносицы на лоб и частенько забывала об этом, начинала искать их повсюду. А подходя к зеркалу, замечала их.. И чтобы не терять, она приобрела очки на цепочке, которые были ей очень к лицу. А еще увлекалась настойками из разных трав и почек, как и ее сестра Мария. Родня помнит заботу и внимание, которые проявляла к ним эта милая женщина, и поэтому все они называли ее просто тетя Соня.
Фотопавильон вскоре стал местом встреч близких сердцу людей. Здесь в свободное от работы время собирался тесный круг. Добрые, семейные посиделки, конечно, сопровождались памятными снимками, которые до сих пор хранятся в семьях Амежневых, Гузевых, Домовесовых, Колесниковых, Сёминых, Поролло…
Все они благодарны Софье Елисеевне за то, что она оставила потомкам такое уникальное наследие из семейных фотографий родственников! Пожелтевшие от времени снимки — отражение прошлого, источник теплых воспоминаний и светлой грусти о любимых и дорогих людях, о которых тоскует сердце…
Многих актюбинцев запечатлел своим объективом фотоаппарат Софьи Елисеевны. Наверняка в семьях хранятся фотокарточки середины 1930-х — начала 1950-х годов, с ажурной окантовкой или без нее, где задним фоном выступает сказочный замок с лесом и речкой, дворянская усадьба или просто плотный занавес. А может быть, и посиделки за журнальным столиком с белой накидкой? Или вазы с большими цветами на заднике? Широкое разнообразие художественных декораций! Горожане, есть повод заглянуть в свои семейные альбомы в поисках раритетного снимка.

Владимир Профатилов в разные годы

Часовых дел мастер

А если у вас спешили или отставали часы, можно было оставить их на ремонт часовому мастеру Владимиру Профатилову. Старожилы помнят, что с правой стороны от входа на рынок, среди небольших торговых землянок, располагалась и часовая мастерская…
Коренной актюбинец средних лет, в элегантном костюме, непременно в фетровой или соломенной шляпе, опираясь на трость, направлялся в сторону рынка. Брюки всегда отглажены со стрелками, ботинки начищены до блеска. Он приходил вовремя. Позволить себе изменить принципам пунктуальности было не в его стиле. Часовая мастерская, в которой трудился Владимир Профатилов, была всегда наполнена звуками тикающих механизмов. Отдушина, которую он когда-то для себя нашел и которой отдавался всей душой, стала делом его жизни…
— Владимира Захаровича не взяли на фронт по одной простой причине — хромота. В детстве увлечение (прыгание по домашним сундукам) серьезно повредило здоровье мальчугана. Он начал сильно хромать. И еще подростком ходил с палочкой. Но это не стало для него стеснением или каким-то препятствием в жизни, — делится его племянница
Любовь Попова.
Молодой актюбинец нашел себя в работе, по тому времени достаточно актуальной и прибыльной. Сначала был в учениках, а потом и сам стал часовым мастером. Действительно, ведь в советское время каждый либо мечтал о часах, либо их носил. А в доме — тем более: куда же без будильника или настенных с боем?
— Исключительно пунктуальный! Настоящий интеллигент. Модник вне возраста. Он чуть ли не единственный на Курмыше, кто в 1950-60-х годах носил костюм-тройку и галстук. Одежда в его гардеробе была только качественного пошива. Курил трубку. А как он был похож на актера Броневого, сыгравшего Мюллера в фильме «Семнадцать мгновений весны»! И тот же короткий, заразительный смешок, и тот же, с хитринкой, взгляд. Прищур и морщинки у глаз — само собой, отличительная черта знатного мастера! — воссоздает образ моя собеседница.
Ей есть чем гордиться: ведь первые часы ей подарил именно дядя. После успешного окончания четвертого класса Владимир Захарович вручил отличнице Любе маленькие часы «Победа» на цепочке. Настоящий дефицит советского времени!
— Любил стихи. Цитировал на память Блока, Есенина и даже исполнял романсы. «Я встретил вас», «Не жалею, не зову, не плачу»… Гитара в доме всегда на почетном месте — в зале, на ковре… И, конечно же, часы. Ходики с кукушкой, циферблатные. Сам мастер носил механические часы. Одни — универсальный хронометр, с самым точным ходом, вплоть до секунды, другие попроще — показывали только текущее время. Делал гравировки. Умел достойно зарабатывать и хорошо оплачивал труд тех, кто помогал ему по хозяйству на домашнем участке. Обожал фотографироваться и сам увлекался любительской съемкой. Человек был семейный, любил детей: своих и соседнюю ребятню. За это они его уважали, отличали, издали здоровались. А если припозднится, нанимал машину и просил отвезти туда, «где детей богато», — отмечает Любовь Леонидовна.
У мастерской Профатилова был повышенный спрос. Место проходное, оживленное. Когда на базаре начали сносить земляные постройки, городские умельцы перебрались в недавно построенный Дом быта. Несмотря на новое место, мастер быстро приловчился и снова предался любимой работе. Как опытный хирург, он бережно прикасался к хрупкому механизму: «Тише, не отвлекайте». Мастер сосредоточен и внимателен. Сегодня он реанимирует и заводит еще одно уставшее «сердце». «Если бы все так же просто было с человеческими сердцами», — промелькнет мысль у мастера. Сегодня он по-своему счастлив от результата завершенной работы. Механизм работает успешно! Рабочее время подходит к концу. Ведь счастливые часов не наблюдают… Нужно собираться домой. А на столе ждет своей очереди еще один часовой механизм. Его мастер завершит завтра: «Над ним нужно еще покумекать, с пружинками и шестеренками, не так-то все тут просто». Мастер придет завтра, чтобы обязательно завершить свою работу и подарить счастье тому,
кто его так ждет.
Женщина-фотограф и часовой мастер… Люди с разными линиями жизни. Со своими семьями и заботами. Трудяги в одной большой сфере бытовых услуг. Возможно, они никогда и не знали друг друга. Она останавливала время, сохраняя на фото живые образы, а другой приводил в ход сам его механизм. Оба по-своему были волшебниками. Они любили свой город и мечтали каждый о своем. Как и многие другие представители социально-бытовой сферы, несли счастье в дома актюбинцев.
А после фотопавильона и часовой мастерской мы можем заглянуть и в другие места, к разным мастерам своего дела…
Шло время, из торговых палаток, рядов, лавок и павильонов уходили одни, а приходили другие горожане. Хотя спрос на товары народного потребления и бытовые услуги оставался, но менялся облик Центрального рынка.

Слово — краеведу

Актюбинский краевед Роза Балдыгарина повествует:
— Первый городской базар был расположен приблизительно в стороне закладки укрепления Ак-Тюбя, на открытом пространстве вблизи барбета. Там зародился очаг первой торговли, проводились местные ярмарки. Затем по каким-то причинам торговцы переехали на то место, на котором сегодня находится Центральный рынок. Из памяти моего детства и юности (а это уже 1950-1960 годы) наш базар, конечно, был не таким большим, как сегодня. По всему периметру располагались одноэтажные землянки, так называемые магазины. Целый ряд шел по улице Мира, переименованной в 50 лет Октября (первое ее название было Покровская, затем Красноармейская, сейчас она носит имя Т. Ахтанова). Покрытые железной крышей со стеклянными окнами, они были ограждены на 40-50 сантиметров от стекла железной трубой. Почти перпендикулярно к ним было здание (по-моему, деревянное), там были мясные ряды. В середине базара шел длинный ряд таких же землянок. Среди них — молочный павильон, где наши мамы и бабушки с бидонами стояли в очереди. Вот зимой утром пойдешь, займешь очередь, поставишь бидон и долго-долго ждешь. Мерзнешь. А ведь могли и не привезти молока. Однажды у меня и бидон пропал: жалко было и бидон, и сам товар, с трудом выстоянный в очереди, — смеется она.
Роза Баяновна продолжает:
— Пространство от главного входа было открытым, и это место было всегда чем-то занято. Сюда ежегодно к лету привозили зоопарк под открытым небом и ставили небольшие клетки. Конечно, диких животных не было. Помню, были волки и козы. Просмотр был бесплатным. А уже ближе к 1960-м годам на том же месте устанавливали большой, высокий, деревянный цилиндр. Была лестница, по которой поднимались зрители. Кто хотел — мог занять сидячие места. И тут начиналось такое! Настоящее представление! По внутренней поверхности цилиндра, его вертикали ездил мотоцикл. Высота была хорошая, возможно, метров восемь, не меньше! — воодушевленно рассказывает она.
Вот так удивляли горожан приезжие искусники!
Наш Центральный рынок и сегодня по-прежнему является поистине народным очагом торговли. Это глубокая история, тонкая философия отношений, устойчивые традиции и обычаи оборота. Его ежедневно посещают актюбинцы и гости нашего города, чтобы выгодно приобрести нужный товар. Ведь здесь есть все, что необходимо народным запросам.
Люди с открытой душой, добрым сердцем и прекрасным настроением всегда рады каждому покупателю. А месторасположение по-своему уникально. Ведь, как мы знаем, если направляться в сторону самого рынка по улице имени Ш. Уалиханова (до этого она звалась Орджоникидзе, затем Кокжар, а первоначально была Инженерной), мы поднимемся в гору, откуда и началась когда-то история нашего прекрасного города на Белом холме…
Максим СГИБНЕВ

Колонка "Взгляд"