— под таким девизом прошло мероприятие для опекунов,
попечителей и патронатных воспитателей Актюбинской области
13 лучших воспитателей и опекунов награждены благодарственными письмами департамента по защите прав детей Актюбинской области, им были вручены памятные подарки от представителей местного филиала НДП «Нур Отан» и предпринимателей города Актобе.
— Наша акция призвана пропагандировать гражданские инициативы, направленные на поддержку детей-сирот, воспитание милосердия в обществе. Мы чествуем лучших и на их примере показываем другим, что можно, не боясь ничего, дарить детям свое тепло и ласку, — говорит начальник департамента Кульпаршин Айдарханова. — На сегодняшний день в интернатных учреждениях проживают около 600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В наших с вами силах дать им уют домашнего очага.
Кроме состоявшихся и уже отличившихся в воспитании детей приемных родителей, на праздник были приглашены также и кандидаты, изъявившие желание взять ребенка на воспитание. В непринужденной обстановке в ресторане «Алтын» опекуны и воспитатели могли поделиться опытом, а претенденты — получить ответы на волнующие вопросы.
Сара Жанганашева взяла на патронатное воспитание четверых детей. Конечно, были трудности, у каждого ребенка свой характер, свои особенности, но прошло время и сейчас женщина не представляет своей жизни без них: «Только сейчас мы узнали, что такое семейное счастье. Улыбка, счастливый смех детей радуют нас, мы забываем об усталости. Когда мы видим, как стараются наши дети, как они добиваются успехов, мы понимаем, что все в нашей семье будет хорошо».
Из Айтекебийского района приехала семья Ермаганбетовых. Отец семейства, взявший троих детей, был награжден Почетной грамотой за отличные достижения своих воспитанников в учебе и спорте. Аманкуль Жумагулова из Байганина может гордиться своим приемным сыном Асылбеком Жолдыулы — участником и победителем областных олимпиад, призером игры «Лидер XXI века». У кобдинки Рабиги Мусагалиевой все три приемные дочери учатся на «отлично»: Айгерим закончила медицинский колледж, Гульжазира по гранту обучается в университете им. К. Жубанова, одиннадцатиклассница Улдай неоднократно становилась призером областных олимпиад. В Мартукском, Мугалжарском районах есть семьи, где воспитываются по трое-четверо приемных детей. А в Уилском районе Роза Жаленова в свое время не побоялась взять на патронат шестерых, сейчас двое из них еще школьники, остальные — студенты, все они занимаются спортом, показывают высокие результаты на различных соревнованиях.
Приехали также семьи из Хромтау, Шалкара, Иргиза.
Праздник удался. Огромную поддержку оказали спонсоры, но главное даже не материальная составляющая, а та духовность, которую дарили окружающим опекуны и воспитатели. Атмосфера всеобъемлющего Добра и Любви, понимание роли родителей — мамы и папы, пусть даже приемных, — в обществе.
Аслан родился 27 мая 1997 года. В детском доме воспитывается с 2000 года. Учится он хорошо, любит историю, биологию, литературу, лишь математика дается ему с трудом. На уроках проявляет активность, любознательность. У него хорошо развита речь, много читает, любит писать сочинения, изложения. Аслан очень общительный, отзывчивый, доброжелательный мальчик. У него много друзей. Воспитатели отмечают трудолюбие, ответственность и вежливость Аслана.
Он с удовольствием ходит на секции борьбы и волейбола.
Мария по национальности русская, родилась 12 февраля 1999 года. По характеру спокойная, отзывчивая, любознательная. Посещает кружок рукоделия, любит вышивать, хорошо танцует. Кроме того, занимается в секции волейбола. Девочка активная, с легкостью усваивает школьную программу, участвует во всех мероприятиях. С удовольствием читает книги. Машу характеризуют как внимательную и аккуратную воспитанницу.
«Медовый месяц» в новой семье
Попадая в новые условия, усыновленный (приемный) ребенок и его новые родители будут вынуждены пройти процесс адаптации — привыкания, притирания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам.
Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий. Первую можно охарактеризовать как «знакомство», или «медовый месяц». Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей. Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, хватаются за все подряд.
Вторую стадию можно определить как «возврат в прошлое», или «регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, взаимной адаптации. Ребенок понимает, что это другие люди, в семье — другие правила. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.
В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, привычек. У детей, воспитывавшихся в детских домах, формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребенка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди поиграй, займись чем-нибудь…»). Либо чрезмерно опекают ребенка, контролируя каждый его шаг.
Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребенку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка начинается его сравнение со сверстниками, которое зачастую не в пользу приемного ребенка.
Материал подготовлен сотрудниками Школы приемных родителей ОФ «Детский фонд «Бесiк»
(Продолжение в следующем выпуске
«Найди меня, мама!»)
Проект «Найди меня, мама!» реализуется совместно с департаментом по защите прав детей.
По всем вопросам обращайтесь в редакцию:
560-555, 565-806 (e-mail — avestnik@mail.ru);
в ДЗПД: 56-27-21, 54-42-63
(e-mail – dzpd@mail.ru www.balalar — korgau.kz)
Ведущая рубрики Гульсым НАЗАРБАЕВА