На дорогах Темирского, Байганинского районов и Северном обходе Актобе действуют теплые туалеты. Такие удобства станут повсеместными на платных трассах области и при бизнес-объектах.
– На обходе Шубаркудыка, возле сел Карауылкельды и Ногайты, расположенных на участке автодороги Кандыагаш – Атырау, установлены теплые туалеты модульного типа. Это некапитальные строения с электрическим обогревом, – рассказывает директор областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Айбол Данагул. – Их построили местные предприниматели на выделенных нами площадках. В дальнейшем они могут поставить неподалеку вагончик и торговать. Для бизнесменов такой вариант выгоден, потому что не нужно покупать землю на аукционе, чтобы развивать свое дело. Первый теплый туалет в нашей области возвел предприниматель возле Ислам булака на Северном обходе Актобе.
На трассе Актобе – Кандыагаш, строительство которой полностью завершится до конца года, такие удобства не проектировались. Тем не менее на выезде из Актобе предприниматели получили два участка под строительство объектов сервиса с уборными внутри.
Алгинский районный акимат тоже согласовал с бизнесменом отвод участка за Бестамаком. На обходе Алги с двух сторон есть площадки для отдыха. Частники получили земли, будут обустраивать придорожный сервис.
Если говорить о санитарной составляющей, то на трассе предусмотрено возведение восьми площадок для отдыха с обычными уличными туалетами. Застройщик уже определился. Поддерживать чистоту в холодных кабинках будет техперсонал облфилиала КазАвтоЖола.
Директор Национального центра качества дорожных активов Болатбек Айтбаев считает, что теплые туалеты на платных автодорогах должны быть обязательно.
– В проектах строительства и реконструкции автодорог до 2016 года требований об их строительстве не было, – объясняет он. – Надо понимать, что вся эта цивилизация сопряжена со многими сложностями. Санитарные узлы нужно убирать, содержать, беречь от вандалов, они должны стать окупаемыми. В дальнейшем, когда участки автодорог получат статус платных, обслуживающая их компания вынуждена будет содержать и туалеты.
Платные автодороги – верная политика, их практикуют во всех странах мира. К примеру, в городах Таиланда есть платные эстакады и трассы. Стоимость проезда по автобанам нашей страны пока очень низкая, составляет от одного до двух тенге за километр проезда на легковой автомашине. Если сравнивать с подобными услугами на трассе Санкт-Петербург – Казань, которую недавно построили в России, физлицо отдает за проезд порядка 40 тысяч тенге. Согласитесь, это намного дороже, чем у нас.
Татьяна ТОКАРЬ
Фото из открытых интернет-источников