Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Сфера вечных проблем

Нет проблем с отоплением в холодное время года, горячая и холодная вода подаются бесперебойно, лифт работает круглосуточно – часто ли жилец многоэтажки задумывается над этими благами? А у многих еще и долги немереные перед организацией, ответственной за подачу благ. Рассказала обо всех сторонах своей работы и быта жильцов многоэтажек председатель КСК «Ынтымак» Людмила Васильева.

«Работаю вопреки»

У собственников квартир принято ругать КСК, ОСИ, потому что мало кто задумывается, каким был бы наш быт, не будь этой структуры в жилищно-коммунальном хозяйстве города.
Людмила Ивановна возглавляет КСК «Ынтымак» уже 20 лет. Она человек бесстрашный, потому что хорошо представляет служебные функции. Подтверждает ее профессионализм отсутствие срывов подачи тепла, воды и приличное санитарное состояние дворов.
– В 2003-м в «Ынтымаке» было девять домов, сейчас – семь, – рассказывает председатель. – Один дом получил статус ОСИ, второй – потребительского товарищества, третий мы исключили за космические долги за обслуживание, и сейчас он бесхозный. Коммунальные проблемы решают как-то самостоятельно, а когда осенью запускается тепло и просят помочь, я отправляю слесаря, ведь инженерные сети – дело профессионала.
Собеседница уточнила, что именно входит в компетенцию КСК:
– Инженерные сети (подача тепла, холодной и горячей воды, канализация), электрохозяйство, в том числе освещение лестничных клеток, лифтовое хозяйство, санитарное состояние двора. Согласно этому в штате у нас пять дворников, бухгалтер (на полставки), электрик, сантехник. Сантехников нужно два, но где найти второго на зарплату, которую мы можем платить? Сварщика нанимаем на короткий период, когда готовимся к предстоящему отопительному сезону. Для содержания лифтов договоры заключены с компаниями «Лифтсервис» и «Метаком». Также заключены договоры с АО «Aqtobe su-energy group», ТОО «Актобеэнергоснаб». Вывоз мусора контролирует горотдел ЖКХ, и тут я хочу сказать спасибо ТОО «Neo Plus» за добросовестное исполнение работы. Они выполняют ее даже сверх положенного. Например, не должны забирать негабаритный мусор, но забирают, потому что радеют за чистоту Актобе. Камеры наблюдения на мусорных площадках есть, но народ научился выносить мебель и бытовую технику так, чтобы не засветиться на камеру. Право наложения штрафов – у участкового, но не будет же он сидеть в засаде в ожидании нарушителей с их отжившими век телевизорами или шкафами. Кстати, многие умудряются диваны и кресла оставлять у подъезда под видом удобства для старушек и ночных тусовщиков.
Главным бичом каждого КСК собеседница называет долги собственников за обслуживание их недвижимости:
– Квартир на нашем балансе 761, долгов – у более чем 50 процентов собственников, и при этом мы никого не отключили от подачи воды или электричества. Мой рабочий день – с девяти до шестнадцати (без перерыва на обед), выходных два, но 24\7 я доступна для звонков. Почему? На случай, если в какую-то квартиру требуются услуги сантехника или электрика. Отправляю специалиста, при этом независимо от наличия-отсутствия долга.
Что требуется от хозяев квартиры, помимо своевременной оплаты за обслуживание? Участие в субботниках (это бывает обычно весной), отслеживание санитарного состояния подъезда, который метут или моют, как правило, одни и те же – самые ответственные жильцы. По поводу чистоты в подъездах и дворах хочу напомнить родителям, что детей нужно не только рожать, но и воспитывать. Дети не виноваты в том, что им не прививают бережное отношение к двору, зеленым насаждениям. Они бросают пластик и прочий мусор там, где играют. Могут играть в футбол прямо на газоне, где совсем недавно соседи высадили что-то с целью озеленения и благоустройства, или лупить мячом по решеткам квартир первого этажа, по двери подъезда.
Кстати, о футболе. Один из наших дворов выиграл в проекте «Бюджет народного участия», и сейчас там детворе на радость устанавливается игровая площадка, оборудуются поле для мини-футбола и баскетбольная площадка. Но! В 11-м и 12-м микрорайонах, где грунтовые воды проходят близко к поверхности, талая и дождевая вода не уходит, испаряется долго, нужны ливневки. Насколько эта проблема серьезна, можно судить по состоянию асфальта, который был уложен не так давно, но износ имеет приличный. В этих микрорайонах ливневки нужно делать прежде, чем бетонировать дворы. В противном случае жильцы должны постоянно скидываться на услуги ассенизаторской машины, чего в наших дворах еще не наблюдалось.

Кому лучше делаем?

Какие полномочия у КСК в том, чтобы привести в чувство злостных неплательщиков? Только судебный иск. Главная тема околоподъездного гвалта – «А за что я должен платить?», и стрекочут, как правило, должники. Аргументы у них железные: «Живу на 5-м (9-м) этаже, и крышу КСК не починит – это моя проблема», «Я поменял старую оконную раму меж этажами на новую пластиковую, еле собрал деньги на нее», «Чердак надо чистить. КСК что ли нам его почистит?», «Дверь подвала надо менять»…
По закону чистка чердаков, ремонт крыш, состояние подъездов в компетенцию КСК не входит, их состояние – вопрос дружбы и согласия соседей. Точнее, целевых сборов, которые обычно ведет сам инициатор, а КСК не вмешивается.
– Перед кем отчитываются КСК? – обращаемся к собеседнице.
– Наше начальство – жилищная инспекция при горакимате. Туда же обращаются и граждане с любыми вопросами, в том числе с жалобами на КСК. Но замечу, что и горакимат, и жилинспекция – наши помощники, а не карающий орган, так как мы делаем одно дело: обеспечиваем комфортный быт горожан.
– Кто обычно жалуется?
– Должники. Они действуют по принципу «Лучший способ защиты – нападение». Сегодня долг только у одного из семи домов – почти три миллиона. Народ не понимает, что дефицит средств задерживает подготовку к отопительному сезону. Почему я с судами не тороплюсь? Потому что полно работы и денег на тяжбы жалко. А нерадивые хозяева квартир как флагом машут аргументом «А пусть покажет что-то, за что я соглашусь платить». Этот аргумент рассыплется в момент, когда я приведу монополиста, а он из-за долгов отключит дом от подачи тепла, воды, электричества… Или дворники, слесарь уволятся из-за задержки зарплаты (ну нет поступления от членов КСК!). Двор погрязнет в горах мусора, а вечные прорывы канализации в подвале чинить будет некому! У нас ведь как ремонт в какой-то квартире, так в подвале забивается и прорывается…


Вопрос этический и актуальный

Завсектором отдела жилищной инспекции города Актобе Нуржан Нагиметов знает, что не во всех кооперативах собственников наблюдается порядок.
– Все зависит от человека. Где-то и дети воспитанные, и двор в порядке, и долгов перед КСК нет, а где-то абсолютное запустение и запахи из подвала, – констатирует он. – По факту: на какие средства председатель будет приводить в порядок инженерные сети, если у жильцов перед КСК миллионные долги? Думаю, перед отопительным сезоном вопрос более чем актуальный. И вопрос этический: станут ли люди ходить на работу, где им годами не платят зарплату?
По мере наличия задолженностей председатель, ответственный за состояние инженерных сетей и получающий на это от собственников квартир регулярные взносы, имеет право обратиться к нотариусу или в суд с требованием погашения задолженности. На требование по погашению задолженности срок исковой давности не распространяется.


Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Куандыка Тулемисова

Колонка "Взгляд"