Стук каблуков, высокий подбородок, неподвижный корпус, руки по швам или за спиной. Синхронность, ритм, драйв. Впервые в Актобе открылась студия степ-танца «Art Dance». Хореограф Зердегуль Уркимбаева рассказывает об особенностях чечетки, ее происхождении и пользе для здоровья.
Руководитель студии танца, педагог Назарбаев Интеллектуальной школы давно вынашивала идею научить актюбинских ребят отбивать чечетку. Еще лет десять назад она говорила о преимуществах казахских народных танцев. Особый акцент делала на популярный «Қара жорға», который позволяет исполнителю демонстрировать грацию, пластику и задействовать работу всех суставов.
— Очень люблю также степ-чечетку, хотела сама научиться танцу и открыть кружок для детей, — мечтала она.
Эта мысль не давала ей покоя. Надо сказать, что танец для Зердегуль — это сама жизнь. Движения под музыку, пластика, ритм увлекали ее с малых лет. Выступала на школьной сцене, с 3-го по 11 класс занималась в Шалкарском Доме культуры. Хореограф Ольга Цеханович учила их в основном классике, народным жанрам.
Зердегуль же втайне мечтала стать балериной. Увидев по телевизору «Лебединое озеро», влюбилась в изящество, нежность и грацию танцовщиц. Шанс выйти на большую сцену у нее был. В те годы знаменитая танцовщица, педагог, народная артистка Казахской ССР Шара Жиенкулова часто выезжала в глубинку, изучая быт и традиции казахского народа. В таких поездках она просматривала выступления детей, выявляя склонных к хореографии.
Зердегуль было лет 9 или 10, когда она исполнила танец для звезды из Алма-Аты. Жиенкулова отметила одаренность девочки и порекомендовала учителям направить ее в столичное хореографическое училище, куда набирали детей именно с такого возраста. Директор ДК начала хлопотать, созвонилась с Алма-Атой, узнала условия поступления. Но мама Зердегуль побоялась отпускать младшую и любимую дочку так далеко от дома. Поэтому мечта о балете так и осталась детской сказкой про «Лебединое озеро». Но танец с благословения Шары Жиенкуловой стал неотъемлемой частью жизни уроженки Шалкара. Она окончила отделение хореографии факультета искусства и культуры Казахского государственного женского педагогического института.
— Я люблю свою работу и не представляю себя без танца, — говорит Зердегуль и добавляет с улыбкой:
— Если бы не стала хореографом, то, возможно, пошла бы работать в органы внутренних дел.
Характер у девушки железный, она требовательна, строга, ответственна, дисциплинированна, не дает слабинки ни себе, ни другим. Как оказалось, эти качества нужны не только следователям или прокурорам. Каждый педагог и наставник должен четко знать конечную цель и следовать ей, не отступая ни на шаг.[box type=»shadow» ] Чечетка — эстрадный танец. Появился в Америке в XIX веке из ирландской жиги и танцев чернокожих рабов под влиянием фортепианной музыки регтайм. Исполнялся в бродвейских мюзиклах, кинофильмах и модных салонах. Движения чечетки сосредоточены в ногах и производятся ступнями или ногой от колена. С помощью специальных ботинок с металлическими набойками танцоры отбивают сложный ритм музыки.[/box]
Сегодня образцово-хореографическая группа «Нұр шашу» под руководством Зердегуль Уркимбаевой — многократный призер различных фестивалей и конкурсов. Учащиеся Назарбаев Интеллектуальной школы с удовольствием посещают занятия танца, принимают участие во всех городских и областных мероприятиях.
С 2015 года танцевальные номера группы стали включать в себя элементы степа. Такие постановки очень зрелищны, привлекают новизной и четкой ритмикой. Представьте себе — полсотни артистов в казахских национальных костюмах органично изображают буйство степных красок и тут же легко переходят на статичную американскую чечетку, потом так же гармонично возвращаются к пластике народного танца.
Чтобы научить воспитанников правильно выполнять шаги с ударами, Зердегуль должна была сама освоить все эти премудрости.
— Слово «степ» переводится как «шаг», а «чечетка» означает «стук». Для исполнения этого вида танца одевается специальная обувь с металлическими пластинами. Она так и называется — туфли для чечетки, или степ-обувь, — рассказывает педагог.
Зердегуль Уркимбаева впервые узнала о чечетке в студенческие годы. Ее поразило выступление американо-ирландского танцора Майкла Райана Флэтли. Поставленное им шоу «Riverdance» когда-то заразило чечеткой весь мир. За короткий срок Флэтли стал признанным королем степа. Дважды становился рекордсменом Книги Гиннеса как самый быстрый в мире танцор чечетки. В 1989 году — 28 ударов в секунду, в 1998 году — 35 ударов в секунду. Известно, что ноги Майкла Флэтли застрахованы на 40 миллионов долларов.
— Увидев его шоу по телевизору, я заболела степом, — признается девушка.
Она отслеживала все выступления кумира, а в начале 2000-х годов с радостью узнала о том, что в Караганде создана первая в Казахстане степ-группа «Алтын Батыр». В 2009 году Зердегуль посчастливилось познакомиться с руководителем коллектива Ланой Булат и солистом Бахтияром Байтаковым. Это знакомство подтолк-нуло актюбинку вплотную заняться степом.
— С 2013 года я начала самостоятельно осваивать базовые элементы степа по видеоурокам, — продолжает наша собеседница. — Советовалась с Ланой и Бахтияром, все эти годы поддерживала с ними связь. Конечно, первое время неудобно было танцевать в жесткой обуви с набойками. Но потом привыкла, стала получать удовольствие от ритма, звонкого стука.
Научившись шагам чечетки, Зердегуль начала вводить степ в постановки группы «Нұр шашу». На республиканском артфестивале в 2015 году 20 пар танцоров-старшеклассников из Актюбинской НИШ стали лучшими в номинации «Оригинальность сюжета».
— Сложно было добиться синхронности, четкости стука, который должен быть одинаковым по силе и звучанию. Сейчас казахские танцы с элементами степа у нас исполняет группа в 50 человек, — делится Уркимбаева.
Она добавляет, что обувь закупается специально в Алматы. Кстати, для степа важны не только туфли с набивками, но и тип напольного покрытия. Лучшим является древесина, но в любом случае это должна быть устойчивая, резонансная поверхность, способная выдерживать удары без повреждения и создавать сильный и глубокий звук.
Воспитанники Уркимбаевой знают, что любой танец, а в особенности чечетка, заряжает энергией, наполняет радостью. На переменке к ней иногда забегают ученики: «Апай, можно мы потанцуем, а то что-то устали совсем».
— Во время степа вся нагрузка приходится на ноги, усиливается крово-обращение. Этот вид танца прекрасно подходит для тех, кто ведет малоподвижный образ жизни. В студию «Art Dance» мы приглашаем людей всех возрастов, начиная с трех лет. Не важно, есть ли у вас талант и способности к танцам, главное — желание научиться красиво, ритмично двигаться под музыку, а также противостоять стрессу. Кроме степа, у нас проводятся занятия по классическим, стилизованным, современным танцам и танцам народов мира, — обращается к читателям «АВ» хореограф.[divider]
Увидеть и услышать
Своими размышлениями о выборе стиля танца делится солист степ-группы «Алтын Батыр», педагог одноименной школы стилизованного ирландского танца Бахтияр Байтаков:
— Думаю, что танцы — один из лучших способов держать себя в хорошей физической и эмоциональной форме. Я выбрал ирландский степ за его необычность, четкость и сдержанность. Впервые увидел шоу «Riverdance» по телевизору много лет назад и был просто поражен синхронностью и энергетикой танца. Но самым удивительным для меня стало то, что этот танец создает звук, ритм, ему даже музыка не нужна. А потом посетил концерт степ-группы «Алтын Батыр» и понял, что это именно то, чем я хочу заниматься.
Почти 10 лет посвятил ирландскому степу. Для меня это особенный вид танца, не похожий на большинство других. Он может быть сдержанным и преисполненным драйва, веселым и абсолютно серьезным, легким и четким, но главное — это танец, который вы можете не только увидеть, но и услышать. Мне бы хотелось, чтобы и другие познакомились с его уникальностью, услышали и почувствовали его ритм.
Один из моих любимейших номеров — «Reel Around The Sun» из «Riverdance». Долгое время этот номер был первым танцем, который начинали учить артисты группы. После многих месяцев изнурительных отработок мы наконец-то смогли прикоснуться к настоящему искусству и показать, на что способны. Однажды на репетиции я станцевал его около десяти раз подряд, а потом неделю не мог ходить. С тех пор и люблю. Иногда говорю новым ученикам: «Если вам не нравится танцевать, вы не хотите махать руками, то ирландский степ — для вас».
Сегодня в Казахстане есть несколько групп, исполняющих ирландские танцы. Степ постепенно завоевывает сцены страны, но не такими быстрыми темпами, как хотелось бы.
С полной уверенностью можно сказать, что ирландский степ появился в Казахстане благодаря группе «Алтын Батыр» и ее руководителю Лане Булат. Мы первыми соединили ирландский танец и казахскую музыку, добавив к движениям ногами пластику рук. У нас есть танцы под «Балбырауын» Курмангазы, не так давно я поставил танец «Адай».
Конечно же, нашей визитной карточкой является «Қамажай» — уникальный фьюжн ирландского степа и казахской музыки. Композиция была написана специально для нас, я выступил в качестве ее соавтора.
Степ-группа «Алтын Батыр» выступала на Гала-концерте «ЭКСПО-2017», участвовала во многих культурных мероприятиях республиканского и международного уровня. В фильме Армана Калбаева «Бегущий по рунам» есть фрагмент с участием нашей группы.
Сегодня «Алтын Батыр» работает над оригинальной шоу-программой с национальным колоритом, чтобы представлять Казахстан на мировом пространстве.
Гульсым НАЗАРБАЕВА
Фото предоставлены Зердегуль УРКИМБАЕВОЙ