На областной августовской конференции работников образования грамотами и нагрудными знаками были награждены 166 педагогов. Прошедший учебный год ознаменован высокими достижениями, но проблемных вопросов остается немало. Именно на них акцентировала внимание коллег руководитель управления образования Жанат Самуратова.
Совещание, собравшее 600 человек, прошло с участием акима области Архимеда Мухамбетова и представителя Министерства образования и науки РК Гульзат Кобеновой. В своем докладе Жанат Самуратова подчеркнула плюсы и минусы компьютеризированного XXI века, века глобализации и интеграции. Сайты интернета, содержание которых не всегда отвечает требованиям морального и этического развития личности, доступны сегодня нашим детям. Налицо необходимость развивать у детей критическое мышление, умение выбрать именно ту информацию, которая важна для их развития, решения соответствующих проблем. Воспитывать у них толерантность, уважение к языкам и культуре других народов, отметила она.
Перейдя к вопросам дошкольного воспитания, руководитель управления остановилась на гуманистических принципах:
— Наряду с охватом детей дошкольным образованием, имеющим первостепенное значение, мы не должны забывать и о качестве этого образования. Делать акцент на развитии у детей компетенций, позволяющих взглянуть на обучение с гуманистической точки зрения, а не только с позиции измеримых достижений. Являются ли детские сады местом счастливого детства? Воспитатели должны четко осознавать, насколько созданная ими атмосфера способствует обучению детей. Другой важный аспект — создание имиджа дошкольного учреждения как постоянно развивающейся организации.
Предложив коллегам задуматься о разработке нового областного проекта по развитию дошкольного образования, Жанат Бахытжановна перешла к системе среднего образования, которая является основой становления личности подрастающего поколения. Глава государства в Плане «100 конкретных шагов» особое внимание уделил реформированию школы как в структурном, так и в содержательном плане. Многое в этом направлении уже делается, отметила докладчик. Обновлены образовательные стандарты, функционируют трехъязычные школы, создан единый национальный центр повышения квалификации «Орлеу», Назарбаев университет, Назарбаев интеллектуальные школы. За последние три года около трех тысяч учителей области прошли курсы по новой трехуровневой программе университета Кембриджа.
— За четыре года школы области по результатам внешней оценки ЕНТ добились достаточно высоких показателей. Нас радуют достижения детей на интеллектуальных соревнованиях республиканского и международного уровня. Но эти результаты должны быть системными. Поэтому в области начата работа по созданию научно-методически выстроенного мониторинга качества образования. В нем приняли участие свыше 22 тысяч учащихся 4, 9, 11 классов 33-х школ. Мониторинг выявил минусы: особую обеспокоенность вызывает математика. Например, в Кемпирсайской начальной школе Каргалинского района дети не знают этот предмет уже с 4 класса, — констатировала главный педагог региона.
Были перечислены задачи в системе ТиПО. Это обеспечение соответствия квалификации выпускников текущим и перспективным требованиям современной экономики, консолидация ресурсов бизнеса и государства на ускоренном развитии системы ТиПО, контроль за качеством подготовки кадров. Отдельное внимание было уделено докладчиком профориентационной работе. Самуратова остановилась на вопросах устройства в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Говоря о профилактике суицида среди несовершеннолетних, она назвала цифры: в школах области 328 социальных педагогов, 474 психолога, 439 заместителей директоров по воспитательной работе. Целая армия людей, обязанных выстроить свою работу так, чтобы ученики и их родители могли доверять им свои проблемы.
Завершая выступление, Жанат Бахытжановна обратилась к присутствующим руководителям организаций образования, отметив, что современные требования к образованию меняют их позицию как управленцев. Большая часть рабочего времени директора должна быть посвящена не хозяйственно-административной работе, а академическому продвижению, налаживанию связей с родителями и обществом в целом.
— Неоходимо понимать, что ответственность за образование наряду с педагогами несет все общество. У каждого своя роль. Возможно, причина отдельных проблем в развитии личности ребенка заключается в том, что не каждый ответственно ее выполняет, — резюмировала Самуратова.
Аким области Архимед Мухамбетов поздравил собравшихся с началом учебного года, отметил достижения и недостатки в сфере образования. По его словам, за последние три года в регионе было построено 30 новых современных школ на 6 910 мест, решена проблема 17 аварийных школ.
— По итогам прошедшего учебного года высоких результатов добились Казахско-турецкий лицей, средняя школа № 50 города Актобе, из сельских школ хочу отметить гимназии Шубаркудука, Богетсая, Хромтау, — перечислил Архимед Бегежанович.
Проблемным он назвал вопрос проявления коррупционных правонарушений в сфере образования.
О задачах предстоящего учебного года рассказала заместитель директора департамента МОН РК Гульзат Кобенова.
Традиционно на совещании были отмечены лучшие педагоги. Первым из рук акима области почетную грамоту и денежную премию в миллион тенге получил директор Казахско-турецкого лицея Якуб Мызрак. Сегодня в КТЛ обучается 260 юношей: по итогам ЕНТ выпускники в среднем набрали 110,16 балла, знак отличия «Алтын белгі» получили 8 человек. Из 57 учеников 11 класса большая часть была освобождена от ЕНТ за участие и высокие достижения на республиканских и международных олимпиадах. 47 выпускников прошлого года сегодня учатся по государственному гранту в вузах страны, 8 — в Назарбаев университете.
На совещании, как обычно, состоялось посвящение молодых специалистов, многие из которых выедут в районы по программе «С дипломом — в село».
Гульсым НАЗАРБАЕВА