В последний день февраля общественность Казахстана отметила скорбную дату — 20-летие со дня кончины великого композитора, музыканта от Бога Шамши Калдаякова.
В ауле Шамши Каргалинского района по этому поводу прошли поминальные мероприятия, на которые были приглашены его родственники. В числе желанных гостей были брат Шамши Калдаякова Кадыр, сестра Райхан (другая сестренка Раушан умерла недавно) и другие близкие родственники. Нашему корреспонденту удалось поговорить с Кадыром. Он рассказал о жизни и музыкальном творчестве Шамши.
— Летом 1956 года Шамши приехал домой на каникулы. Для нас, его братишек и сестренок, это была настоящая радость. В доме большого переполоха не было — Шамши всегда был простым и доступным, поэтому встречали его как обычно. Однако село всполошилось: «Шамши приехал!». К тому времени он был уже знаменит — вся республика распевала его песни «Қара көз», «Қайықта». Основным популяризатором его творчества было республиканское радио. Новые песни появлялись, как грибы после дождя, и буквально заполонили эфир. Имя Шамши тогда еще было малоизвестно, поэтому его песни воспринимались как народные.
В тот день сельчане шли и шли в наш дом. Просто чтобы повидать брата, поговорить о его песнях, об истории их создания. Мы с сестрой Раушан не отходили от него, ждали, когда он возьмет в руки музыкальный инструмент. Шамши был настоящим универсалом, играл на разных инструментах: домбре, баяне, гитаре, мандолине. Я всегда был уверен, что равных ему в игре на мандолине исполнителей не было. Он очень любил и высоко ценил русское песенное искусство и много нам рассказывал о напевности и задорном ритме русских песен. Когда он играл «Коробейники» или «Калинку», ноги сами двигались в такт музыке. Признаться, в нашем с сестрой репертуаре первыми появились именно русские мелодии. Шамши играл так мастерски, что мы даже не учились играть, а просто воспроизводили за ним звуки.
Таким запомнился мне его первый приезд в качестве известного музыканта.
После окончания школы я уехал учиться на киномеханика и после вернулся в родное село. Я был культработником, поэтому в обязательном порядке должен был участвовать в художественной самодеятельности. В нашей семье все играли на музыкальных инструментах и пели. Причем делали это довольно профессионально, потому что многие наши вещи прослушивал Шамши, а он не допускал фальши.
У Раушан и младшей нашей сест-ренки Райхан были хорошие голоса, поэтому их часто выпускали для сольного исполнения. Конечно, им хотелось спеть песни брата, но они стеснялись сказать об этом и исполняли других композиторов, но, когда песня заканчивалась, зал вставал и скандировал: «Қайықта! Қайықта!..». И Раушан запевала, вкладывая в песню всю душу. Зал аплодировал стоя, словно перед ним стоял сам Шамши — автор бессмертных песен, знаменитый земляк, прославивший отчую землю.
В 1957 году в наше село приехала большая делегация деятелей литературы и искусства. Совхоз наш был передовой, а само село славилось своими культурными традициями. В составе делегации были известный советский поэт Евгений Долматовский, а также Мухтар Шаханов, уже в те годы довольно знаменитый литератор. Был в составе делегации и Шамши. Гостей принимали в сельском клубе. Они выступали, читали стихи и отвечали на вопросы собравшихся. Когда дали слово Шамши, он несколько смутился, потом сказал, что написал музыку на слова Долматовского и хотел бы исполнить эту песню.
Шамши спел песню под собственный аккомпанимент, зал аплодировал. Евгений Долматовский подошел к Шамши, обнял его и сказал: «Слушай, Калдаяков, ты неплохой музыкант!». Сидевший в первом ряду Мухтар Шаханов встал и произнес: «Евгений, сегодня Шамши в Казахстане самый популярный композитор!». Шамши смутился — ведь это было сказано перед его близкими и земляками. Зал этим словам аплодировал стоя.
В нашем музыкальном семействе считалось верхом исполнительского мастерства сыграть полонез Огинского. Этому мы тоже научились у брата. На всю жизнь эта музыка осталась для меня любимой и наиболее почитаемой. Творчество самого Шамши мы знали прекрасно и являлись в районе и области популяризаторами его песен. Тогда телевидение не было еще развито, поэтому любое наше появление на сцене воспринималось как большое событие в культурной жизни, и мы старались держать марку.
Многие песни народ подхватывал буквально на лету. Так было с песней «Менің Қазақстаным». Сечас об истории создания этой песни написано подробно, но я ее слышал из уст самого Шамши. В очередной его приезд в нашем доме собралось много односельчан. Они просили брата сыграть и спеть свои песни. К этому времени уже каждый казах пел «Менің Қазақстаным» и, конечно, все ждали этой песни.
— Как-то ко мне подошел мой друг Жумекен Нажмеденов и сказал, что он написал патриотическое стихотворение и хотел, чтобы я посмотрел его. Простые и пронизывающие душу слова буквально ошеломили меня, — рассказывал Шамши. — У меня в голове появились разные мелодии и наконец я поймал первую и нужную ноту.
— По себе знаю, — продолжал он, — хорошее стихотворение — это половина песни. Если слова вдохновляют, то мелодия рождается сама.
Конечно, он и словом не обмолвился о политической подоплеке песни, ставшей впоследствии Гимном независимой страны. Это было время, когда кремлевское руководство задумало расчленить Казахстан путем создания краев и автономной области. Теперь мы знаем, что благодаря принципиальности руководителей республики удалось предот-вратить те далеко идущие планы. Не последнюю роль сыграло настроение казахской молодежи, которая показала, что она не останется равнодушной. А объединила их в этом стремлении песня «Менің Қазақстаным».
Однажды в нашем доме собрались сверстники Шамши. Говорили о музыке, каждый рассказывал о своих планах на будущее.
— Хочу стать композитором, буду учиться, — сказал Шамши.
— А ты и так композитор! Ты даже не представляешь, какой ты композитор! — наперебой говорили друзья. — Одной песни «Бақыт қушағында» достаточно, чтобы иметь право называться композитором.
Я сидел, слушал и не встревал в разговор взрослых, однако сам также считал лучшим произведением брата песню «Бақыт қушағында». В ней воедино слились великолепная мелодия и проникновенные слова. Она была настолько популярна, что многие были искренне уверены — это и есть главная песня республики. Рассказывают, что, когда Динмухамед Кунаев посетил Индию, то на одной из церемоний вместо гимна включили «Бақыт қушағында».
Обычно Шамши был скромным и свое творчество не выставлял напоказ, а тут вдруг уверенно сказал друзьям:
— Знаете, ребята, пройдет время и «Менің Қазақстаным» станет гимном нашей республики.
Собравшиеся в знак согласия запели эту песню. И я ее подхватил вместе со всеми. Шамши взял баян и, увлеченный всеобщим порывом, стал аккомпанировать. Образовался многоголосый хор. Может, не все обладали хорошими голосами, но пели с пафосом и увлеченно.
Позже, в кругу близких, я еще не раз услышу из уст самого Шамши о том, что эта песня станет гимном. И она стала им, увековечив в музыке имя моего брата — великого сына казахского народа.
Записал
Муапих БАРАНКУЛОВ