В свой нынешний приезд в Актобе итальянский джазовый квартет Габриэле Буонасортэ дал единственный в Казахстане концерт.
— Мы чувствуем себя связанными с этим городом с того момента, когда приехали впервые сюда и не смогли дать концерт в силу трагических обстоятельств, — говорит Габриэле Буонасортэ. — Это было 5 июня 2016 года, когда я буквально стал пленником отеля, в котором жил. Я люблю Казахстан, мне здесь нравится все, но к вашему городу мы прикипели душой, потому как нигде не пережили того, что пережили здесь два года назад. Страха нет (я все-таки сицилиец по происхождению — смеется собеседник — ред.), но есть серьезный эмоциональный опыт.
Именно в силу этого эмоционального опыта в программу концерта в филармонии имени Г. Жубановой гости включили композицию «Больше никогда», написанную Габриэле Буонасортэ в период серьезного осмысления жизненного опыта. Под ее звучание шел видеоряд с портретами военнослужащих и мирных жителей, погибших в Актобе 5 июня 2016 года.
Концерт состоялся благодаря сотрудничеству Посольства Италии в РК с Актюбинским управлением культуры, архивов и документации и областной филармонией, но главным связующим звеном этого события Габриэле называет концертмейстера филармонии, отличника культуры РК Дину Ниязову, творческое и дружеское общение с которой очень радует собеседника.
— Мы с Диной очень похожи: веселые, счастливые, солнечные, но когда мы на работе, мы как два танка. С казахстанцами я сравнил бы моих земляков-южан: общительные, открытые, особенно к вещам, о которых еще не знают, каковы они на самом деле. Я привозил в Казахстан очень известного в Италии певца Луку Сета, и во всех городах зал был наполнен почти до отказа, публика соучаствовала в концерте: люди веселились, искренне аплодировали, танцевали — такое редко где встречается.
По поводу любви и привязанности к Казахстану нужно сказать, что в дань памяти выдающегося казахстанского артиста Батырхана Шукенова гости выступили с его композицией «Ару ана», партию клавишных исполнила Дина Ниязова.
На вопрос о джазовой культуре в Актобе гость ответил, что у нас наблюдается то, что в Италии происходило в 60-е годы прошлого века:
— В это время американцы привезли к нам джаз. Возможно, я завожу к вам современный джаз, ведь я вижу здесь музыкантов, безукоризненно владеющих своим ремеслом, но играющих джаз так, как он звучал в 50-е годы. Сегодня на мастер-классе парень на саксофоне играл великолепно, но его вибрато (колебание дыханием, горлом, губами — ред.) было таким, какое наблюдалось в 20-е годы.
К слову о мастер-классе, который проходил накануне концерта в музыкальном колледже имени А. Жубанова. Первый мастер-класс саксофонист Габриэле Буонасортэ дал для всех желающих в декабре 2016 года, когда приезжал с группой «Jalisse». Нынешний прошел так же бесплатно и для всех желающих. Желающих было не более десятка начинающих актюбинских музыкантов, в числе которых были даже 12-летние пианист Али и барабанщик Амир. Второй, единственный из ударников, получал мастер-класс от Саверио Федеричи. В составе квартета, помимо Габриэле и Саверио, Анджело Оливьери (труба) и Мауро Гавини (бас-гитара). В последнее время с квартетом сотрудничает Мауро Негри (кларнет), которого Буонасорте называет своим духовным отцом:
— После одного из концертов Мауро сказал мне, что хочет выступать со мной — я это событие даже отметил, ведь Мауро Негри — один из выдающихся кларнетистов Европы.
Первый белокожий джазмен Бикс Байдербек (труба) заметил, что ему нравится в джазе невозможность представить, что произойдет дальше. Именно абсолютной импровизацией, своим представлением мелодии музыкантом объясняется шарм и харизма искусства джаза; именно поэтому джаз исполняют чаще всего самые умелые музыканты. Ряд продолжать можно бесконечно долго, но… Лучше самим бывать на подобных концертах, ведь каждый из них неповторим. Согласно закону жанра.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото Хайредена РАУШАНОВА