Гульнур создает настоящие произведения искусства из войлока. Но работает не только ради денег. Ее цель – сохранить древнее ремесло и научить ему в первую очередь инвалидов, чтобы дать им возможность зарабатывать на жизнь.
Когда-то изготовлением войлока занимались в каждом ауле, а сейчас такие, как Гульнур Аскарова, – штучные мастера. С завидным энтузиазмом возрождает она традиционную технику казахского национально-прикладного искусства. При этом сама обрабатывает сырье: чистит, моет и прядет шерсть, красит ее исключительно природными красителями. По старинной технике валяет войлок, изготавливает различные панно, украшает изделия казахским орнаментом. Мастерице известна орнаментация войлочных изделий с помощью аппликации – нашивания узора. Применяет Гульнур также и узорное простегивание – это наиболее сложный и трудоемкий способ, но при этом и сам войлок, и нанесенный орнамент получаются качественными и долговечными.
Не один десяток войлочных панно, коржынов, аксессуаров изготовила мастерица. Еще она занимается лоскутным шитьем.
Начала Гульнур почти с нуля. Искала и изучала технологии самостоятельно, не считая те навыки и умения, которые переняла от искусницы мамы. Информацию мастерица берет у первоисточников, то есть общаясь с почтенными людьми. Они еще помнят те дни, когда полы в домах были застелены сырмаками и алаша, стены украшены панно и коржынами.
Кстати, знания можно почерпнуть и на выставках, фестивалях, где сама Гульнур активно и с удовольствием участвует. А выставка в этноауле на ЭКСПО-2017 придала ей уверенности. Мастерица познакомилась с людьми, занимающимися в других регионах и городах республики тем же ремеслом.
– Начинала ремесленничество в 90-х годах с национальной одежды. Первые мои работы тогда уходили на ура. После этого я купила швейную машинку с функцией зигзага и начала шить орнаментом. Обидно, что местное население еще не знает цену войлочным изделиям, в то время как у иностранцев они вызывают большой интерес. Пробовала работать с фетром, но он быстро приходит в негодность, скатывается и весьма недолговечен. А войлок отличается экологичностью, эстетичностью и высокой износостойкостью. Материал сам по себе дорогой. 100 грамм – от 600 тенге. Покупаю в магазинах для рукоделия, по родственникам, знакомым собираю, – рассказывает рукодельница.
Сегодня искусная мастерица по войлоку создает и модные женские аксессуары с элементами национальных мотивов, несколько видов легких, красивых и прочных сумок, стильные головные уборы и даже аксессуары для различных гаджетов.
– Фасон, цвет, узоры обсуждаются с каждым заказчиком индивидуально. Я предлагаю эскиз, свое видение заданной темы, а дальше идет согласование с заказчиком, – говорит рукодельница.
Заветная мечта Гульнур Аскаровой – перевести свое хобби в основной источник дохода, организовать бизнес и обучать население. Ведь у нее накоплен не только богатый опыт, ее мастерство признано и высоко оценено коллегами-профессионалами из Союза ремесленников Казахстана.
– Очень тесно работаю с областным музеем искусств. Думаю провести персональную выставку. Не раз организовывали обучающие семинары для школьниц. Сейчас моя мечта – обучить ремеслу людей с ограниченными возможностями. Это ремесло может стать для них источником дополнительного дохода, – делится героиня.
Стремление донести национальное понимание красоты реального мира, желание выразить свою самобытность, следовать культурным традициям народа – гарантия правильности выбранного пути Гульнур Аскаровой. Мастерица уверена, что в каждом селе можно возродить традиции. Но нужны энтузиасты, а пока женщина совмещает хобби с основной работой преподавателя в местном вузе.
Прикладницу поддерживают в Палате предпринимателей. Отдел развития человеческого капитала совместно с Советом деловых женщин намерен помогать Гульнур Аскаровой в реализации ее идей.
Альмира БИСЕКЕНОВА
Фото автора