Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Школа будущего

школа_reswm

За недолгий срок работы Актюбинской Назарбаев Интеллектуальной школы в ее послужном списке победы на олимпиадах и в различных конкурсах. Число проектов, инициированных ее учащимися, тоже впечатляет. Но более всего радует компетенция ребят во многих научных сферах, их раскрепощенность, уверенность в себе и активная жизненная позиция.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
НИШ физико-математического направления в Актобе была открыта 25 февраля 2013 года. Она стала десятой по счету в республике. Первая была открыта в Астане в 2009 году. Здание, расположенное в микрорайоне Батыс-2, рассчитано на 720 мест, общежитие — на 120 человек. В школе 59 кабинетов, центр интеграции педагогических и информационных технологий, кабинеты для индивидуальных занятий и психологической разгрузки, столовая на 360 мест, два спортивных и актовый залы, зимний сад, новейшее оборудование, лаборатории робототехники, нано- и биотехнологий, более 159 компьютеров, 660 ноутбуков и 60 интерактивных досок. Спортивный комплекс включает футбольное поле, теннисный корт, баскетбольную, хоккейную и волейбольную площадки.
Большая часть учителей-предметников — педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации в Центре педагогического мастерства, и учителя PНD — преподаватели английского языка из числа 100 педагогов, прошедших обучение на базе Назарбаев университета.
Обучение ребят осуществляется за счет президентского образовательного гранта «¤ркен». Поступать в школу имеют право ученики общеобразовательных школ 7-11 классов.
В школе действует уникальная система шаныраков (объединений из двух классов) и куратора. Участники не только учатся, они занимаются школьными проектами и проводят время в неформальной обстановке: посещают мероприятия, отправляются в походы, ходят в кино, гуляют по городу, играют в футбол или баскетбол.
В общежитии в вечернее время ребята вместе готовят еду, иногда с иностранными преподавателями, чтобы познакомиться с зарубежной кухней.
В процессе обучения учащиеся руководствуются поручением Главы государства: «Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».

БЕСЕДА С БУДУЩИМ ПРЕЗИДЕНТОМ

айбар_reswm
Айбар Шаймуханов принял решение поступать в эту школу по совету сестры.
— Сестра рассказала о перспективах, открывающихся перед выпускниками НИШ, о качестве знаний, которые я здесь получу, — вспоминает десятиклассник. — Я посчитал, что это аналог казахско-турецкого лицея или специализированной гимназии, и когда начались занятия, понял, что сестра права.
Тогдашний семиклассник занялся скалолазанием на школьном скалодроме и даже стал чемпионом города и области, но через пару лет сконцентрировался на учебе.
— Меня поразило реальное трехъязычие в нашей школе, — продолжает школьник. — Я могу обратиться по-казахски, а ответ получить на английском, и никто этому не удивляется — здесь это норма. Или, скажем, математика. В обычной школе задачи решаются по строго установленному правилу, нам же мисс Бриджит дает абсолютный простор: оказывается, математика — процесс творческий.
Разностороннее развитие ребят поражает. В 9 классе Айбар стал обладателем III места на международной олимпиаде «Big progress-2015» (Париж) по биологии и психологии. Недавно вошел в тройку победителей, защитив на областном уровне топонимический проект (история улицы имени Хазрета Мендигалиева в селе Аккемир Мугалжарского района). И еще его удивляет школьная демократия:
— Уже третий год я состою в совете самоуправления (лидеров) и знаю, насколько наша работа действенна. Например, мы решили организовать благотворительную акцию и стали искать формы. Кто-то из старших подсказал идею венского бала.
— Ты уже выбрал профессию? — спрашиваю Айбара.
— Где буду учиться, еще не знаю. Но планы уже есть. После вуза открою свой бизнес, строительный или пищевой — то, на что будет спрос. Добившись финансовой независимости, стану политиком-управленцем, так как о будущем страны у меня есть четкое представление.

На открытии выставки графических работ учащихся НИШ в Актюбинском музее искусств
На открытии выставки графических работ учащихся НИШ в Актюбинском музее искусств

КОГДА УЧИТЬ В РАДОСТЬ

бауыржан_reswm
У Бауыржана Мертаева три высших образования: финансовое, юридическое и педагогическое. В НИШ он заведует методическим объединением кураторов. Дело в том, что в этой школе классного руководителя освобождают от ведения предмета и называют его организатором-куратором.
— Мне в школе нравится все, — делится Бауыржан. — Отношения старших с воспитанниками, организация учебного процесса, возможности развития ребят, круг их интересов. Потому отбор педагогов был очень жестким. В первую очередь учитывается креативное мышление.
Говоря об уникальности каждого ученика, руководитель кураторов приводит пример:
— К 10 классу дети должны выбрать профильный предмет. Скажем, Шамшырак Аралбаева выбрала физику. При этом девочка увлекается моделированием одежды и шитьем. Она решила, что будет создавать микрочипы для одежды. И такие креативные решения у нас — норма.
Не поверить Бауыржану Амандосовичу трудно, ведь в НИШ большой выбор кружков, секций и других форм внеклассной работы. Пока на перемене мы беседовали с ним, по школьному радио прозвучало объявление о конкурсе по тогызкумалаку.
— Это одна из интеллектуальных секций, — заметил Бауыржан. — Все их трудно перечислить: кружки по интересам, музыкальные, спортивные и другие. Работает изостудия, которой заведует член Союза художников РК Ильсияр Казакова (фото внизу). Желающие осваивают здесь различные формы изобразительного искусства, выставка их работ в областном музее искусств уже состоялась.
Бауыржан Мертаев признается, что несмотря на большую эмоциональную нагрузку — с 7.30 до 17.00 устает он редко:
— Потому что эмоции здесь всегда имеют позитивный заряд. Исходит он от воспитанников, от коллег, от школьного руководства. Наверное, мы тот редкий образец демократии и конструктивного ведения процесса, когда все намеченное дает окрыляющий результат. Решения принимаются коллегиально, но реализуются они чаще ребятами, потому учитываем прежде всего мнение школьников.
В Новой средней и школе-гимназии № 9 мы внедрили пилотные воспитательные проекты («Мәңгілік Ел», новейшие технологии и обучение на трех языках) и тесно сотрудничаем с их педколлективами.
Говорят, что в недалеком будущем вся казахстанская общеобразовательная система будет переводиться на рельсы НИШ. Это было бы здорово.


Татьяна ВИНОГРАДОВА

Колонка "Взгляд"