Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Школьная перемена

В 1999 году в нашей области работало всего 68 государственных детсадов. За годы независимости в результате оптимизации малокомплектных школ в селах области закрылось 101 учебное учреждение. Какие еще преобразования произошли в системе образования региона, рассказал руководитель профильного управления Жайык Султан.

«Балапан» сократила дефицит мест в детсадах

После обретения независимости нашей страной система образования столкнулась с экономическими трудностями. В это время произошло массовое сокращение числа дошкольных организаций. Многие детсады были приватизированы, а дефицит мест в дошкольных организациях привел к снижению качества образования и их доступности. Проблема нехватки детских садов в области оставалась острой до начала 2000-х годов.
Одним из первых шагов решения проблемы стало возвращение приватизированных зданий в государственную собственность, однако процесс шел медленно из-за недостаточного финансирования.
По словам Жайыка Султана, на развитие дошкольного воспитания существенно повлияла программа «Балапан», инициированная Главой государства. Так, в период с 2010 по 2016 год в рамках этой программы было открыто 191 дошкольное учреждение, что обеспечило более 13 тысяч мест для детей. Из них 14 детсадов на 2 150 мест были построены заново, а на 2 175 мест были возвращены в госсобственность.
– С 1999 года сеть дошкольных организаций в области увеличилась более чем в девять раз: с 68 до 620. Сейчас по области функционируют 620 детских садов, где воспитываются 45 тысяч детей. Охват в возрасте от одного до шести лет составляет 89,8 процента, – конкретизировал главный педагог области.
Развитие государственно-частного партнерства в сфере дошкольного образования стало ключевым фактором повышения эффективности этой системы. Введение государственного заказа способствовало росту числа частных детских садов с 4 до 229, что увеличило общий охват детей с дошкольным воспитанием на 34,2%.
Увеличилось количество дошкольных организаций с казахским языком обучения до 493. Возросший статус государственного языка способствовал росту числа детей некоренной национальности в дошкольных организациях с казахским языком воспитания и обучения. Сегодня в них воспитывается более 852 детей некоренной национальности.
Новшеством последних двух лет стало открытие на базе детсадов консультационных пунктов для родителей детей, не охваченных дошкольным обучением. Сейчас по области функционирует 168 таких пунктов, до конца этого года откроют еще 58. Специалисты пунктов оказывают комплексную психолого-педагогическую консультацию родителям дошкольников.
Как отметил руководитель управления, внедряются разные проекты. Они направлены на дошкольное развитие детей и охватывают различные аспекты обучения и воспитания. К примеру, для распространения и внедрения передового педагогического опыта на базе трех городских и двух районных детсадов создано пять центров компетенций по обмену опытом работы и инновационными идеями.
В рамках пилотных проектов в детсаду № 7 «Арман» проводят экологические занятия, а в № 49 «Думан» – организована деятельность по IT-грамотности. С этого года малыши детсада № 33 «Нурсат» и их родители участвуют в республиканском проекте «Успеть до пяти». Через мобильное приложение родителям дошкольников рассылаются практические занятия и методические пособия по развитию и уходу за детьми раннего возраста. Проектом планируется охватить свыше 300 тысяч родителей по всей стране.
Большая работа была проведена и по повышению профессионального уровня педагогов. Курсы по повышению квалификации прошли 1 139 преподавателей. В этом году была обновлена материально-техническая база 177 детсадов, в следующем году будет оборудовано еще 140 детсадов.

В приоритете село

С 1991 по 2016 год в области проводилась оптимизация малокомплектных школ, что привело к закрытию 101 школы. Из-за миграции населения произошел отток детей, и численность учащихся снизилась до 123 тысяч. Однако за последние пять лет количество учеников увеличилось на 34 тысячи.
Сейчас наблюдается сокращение школ с русским языком обучения: из 403 школ в 274 преподают на государственном, 112 – смешанные и 17 – с русским языком обучения. За годы Независимости было открыто 153 новых школы, ликвидированы 44 аварийные и 35 с трехсменным обучением, а сеть образования пополнилась частными и специализированными учреждениями, включая Назарбаев Интеллектуальную школу. В настоящее время в 127 школах обучение ведется на трех языках, более тысячи учителей проводят занятия на английском.
– Вопрос дефицита ученических мест в регионе планируется закрыть к 2025 году путем сдачи 44 новых школ, рассчитанных на 24 390 учеников. С их вводом закроют ветхие школы и уберут трехсменное обучение в ряде учебных учреждений.
В числе этих школ 18 объектов образования строят в рамках Национального проекта «Комфортная школа». Они оснащены современным оборудованием, включая интерактивные доски, мультимедийные проекторы и высокоскоростной интернет. Также в них предусмотрены специализированные кабинеты для STEM-
обучения, библиотеки с читальными залами и зоны для отдыха. Важное внимание уделяется безопасности: школы оборудованы системами видеонаблюдения, тревожной сигнализацией, – пояснил Жайык Исаевич.
Сегодня во всех школах ведется видеонаблюдение, вход в учебное учреждение осуществляется через систему аутентификации Alaqan, кроме того, 174 школы подключены к центрам оперативного управления.
В рамках поручения Президента РК, проводится модернизация учебных заведений, обновляется их материально-техническая база. Причем основной упор делается на сельские школы. В общем по области уже обновлено оснащение 170 сельских школ, до 2025 года будет модернизировано еще 112. В этом году 92 школы получили 158 новых классов, до 2025 года планируется закупить 254 единицы оргтехники.
– Два года назад в нашей области был запущен проект Bilim All, направленный на повышение качества образования малокомплектных сельских школ. Он охватил 120 малокомплектных школ с общим контингентом в 10 575 учащихся. С реализацией проекта разрыв в знаниях и успеваемости школьников сократился с 15 до 10,3 процента.
С прошлого года в регионе внедрен проект по развитию потенциала малокомплектных сельских школ с использованием цифровых технологий. Проект финансируется фондом «Қазақстан халқына» и охватывает 134 малокомплектных школы. За ними закреплено 12 опорных школ области, учителя которых преподают онлайн. Для проведения уроков по робототехнике, физике, химии, биологии, математике 134 школы оснастили новой цифровой техникой. В этом году проект продолжает работать, – добавил руководитель управления образования.
Особо стоит остановиться на внедрении инклюзивного образования. Сегодня особенные дети могут посещать 146 детсадов и 343 школы, где созданы все необходимые условия. С 2011 года в школах области открываются коррекционные кабинеты для детей с особыми потребностями, где они получают квалифицированную помощь специалистов. Многие после коррекции могут обучаться в обычных школах, что позволяет им взаимодействовать со сверстниками и активно участвовать в школьной жизни.
Сейчас в области функционируют 16 реабилитационных центров и кабинетов психолого-педагогической коррекции, которые обеспечивают помощь почти четырем тысячам детей с особыми потребностями. Эти учреждения предлагают поддержку с раннего возраста. К 2027 году планируется открыть еще два кабинета ПМПК, 14 инклюзивных классов и 2 специальных коррекционных детских сада.
Претерпела значительные изменения и система профессионально-технического образования. В области функционирует 40 колледжей, где число учащихся составляет более 28 тысяч человек. В этом году государственный заказ размещен на 7 654 места, что на 9% больше, чем в прошлом году, включая 735 учащихся по целевому госзаказу для предприятий.
Как отметил Жайык Султан, на базе двух городских колледжей профориентации для учащихся 10-11-х классов внедрена экспериментальная образовательная программа по рабочим профессиям. Кроме того, в 28 колледжах действует дуальная система обучения. В результате сотрудничества с предприятиями было обновлено более 200 образовательных программ. Работа в этом направлении продолжается.


Айжан ШАУКУЛОВА

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"