Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Школьная реформа

1991 год. В области ощущается дефицит детских садов. В школах не хватает учебников и оснащения. На заре Независимости страны сфера образования региона столкнулась с проблемами, которые не решались из-за отсутствия финансирования.
Прошло 30 лет, как мы живем в суверенном государстве. За это время Казахстан претерпел немало масштабных преобразований. Изменения произошли и в системе образования. Эта сфера существенно модернизировалась. Открываются новые учебные учреждения, оборудованные современными технологиями, выпускаются новые учебники и образовательные программы, создаются условия для обучения особенных детей. Сегодня в регионе успешно реализованы проекты инновационного, экспериментального 12-летнего образования, перехода на обновленную программу и трехъязычное обучение, внедрено подушевое финансирование.
Об этапах становления сферы образования рассказали в областном управлении.

Первая ступень — детские сады

Наиболее острой в 90-х годах, да и в начале 2000-х оставалась проблема нехватки детсадов в области. Большинство зданий дошкольных учреждений перешли в частную собственность. Число детей росло, а мест в детсадах не было. Такая картина вырисовывалась в целом по стране. И тогда по поручению Елбасы основной упор был сделан на расширение сети дошкольных организаций. Одним из первых шагов стал возврат в госсобственность приватизированных зданий садов. Но из-за слабого финансирования этот вопрос продвигался медленными темпами.
Заместитель руководителя управления образования Нургуль Бертлеуова поясняет, что по области в 1991 году насчитывалось 433 детских сада, из которых 85%, или 370, были приватизированы. Вот их-то и предстояло вернуть в госфонд. К 1999 году число государственных детсадов увеличилось всего на пять, а общее их число достигло 68.
— Система дошкольного образования области начала свое возрождение только с 2006 года, когда в регионе постепенно стали открываться новые детсады, началось финансирование сферы. Затем появилась программа Елбасы «Балапан». В рамках ее реализации впервые из республиканского бюджета выделяются целевые трансферты местным исполнительным органам для размещения государственного заказа в дошкольных организациях всех форм собственности, — поясняет заместитель руководителя.
За счет размещения госзаказа в частных садах и удалось в разы сократить дефицит мест в дошкольных организациях. Охват малышей дошкольным воспитанием в целом по области увеличен на 34%. С 2006 года их число увеличилось с 4 до 160 единиц, или в 40 раз. Ежегодно на размещение государственного заказа на дошкольное воспитание и обучение в частных детсадах из республиканского, областного и местных бюджетов выделяется 6,5 миллиарда тенге.
В настоящее время в области функционирует 546 дошкольных организаций, которые посещает 43 тысячи малышей. За последние десять лет их число увеличилось на 400 с лишним единиц. С 1999 года охват детей дошкольными организациями вырос на 77% и составляет 86,3%.
— За годы Независимости увеличилось количество дошкольных организаций с казахским языком обучения. Сейчас их 421. Повышение статуса государственного языка в стране повлияло на увеличение числа детей неказахской национальности в дошкольных организациях, ведущих обучение на казахском языке. Сегодня в таких группах воспитывается свыше 852 детей некоренной национальности, — рассказывает Нургуль Бертлеуова.
Для обеспечения прозрачности и мобильности распределения мест в дошкольные организации в Актобе автоматизирована выдача направлений в детские сады без участия в этой процедуре органов образования. Теперь через сайт balabaksha.kz родители сами бронируют место в детсад своему ребенку.

Построено 153 школы

В период с 1991-го по 2016 годы проводилась оптимизация малокомплектных школ в селах. Тогда закрылась 101 школа. За счет миграции населения к 2016 году сократилось и число учеников до 123 тысяч. Впрочем за последние пять лет число учащихся в регионе вновь увеличилось на 34 тысячи.
Сегодня отмечается сокращение школ с русским языком обучения. Если в 1990 году из 514 школ региона в 265 велось обучение на казахском языке, то сейчас из 403 школ в 270 преподают на государственном языке, 112 смешанных школ и в 24 обучение ведется на русском языке.
Число школ с русским языком обучения и смешанных школ с каждым годом продолжает сокращаться. За эти годы три смешанные школы были преобразованы в казахские. В новых школах обучение ведется преимущественно на государственном языке. Из 157 775 учащихся 119 695 обучаются на казахском языке.
За годы Независимости в области открылось 153 школы на 49 тысяч мест. За счет строительства объектов образования удалось ликвидировать 44 аварийные школы, 35 школ с трехсменным обучением, 30 школ построено в населенных пунктах, где дети обучались в приспособленных зданиях. Сеть организаций среднего образования пополнилась частными школами, лицеями, гимназиями, специализированными школами для одаренных детей. Сейчас в области функционируют Назарбаев Интеллектуальная школа, 4 областные специализированные школы-интерната для одаренных детей, 7 гимназий, 15 школ-гимназий, 3 школы-лицея, работающие в инновационном режиме. В 127 школах обучение ведется на трех языках. Свыше тысячи учителей практикуют занятия на английском языке.
За годы Независимости все классы 100% перешли на обновленное содержание.
— Проведена большая работа по подключению школ к интернету. Если в 2001 году на один компьютер приходилось 62 ученика, сейчас этот показатель составляет 1:5. С 2005 года в целях укрепления материально-технической базы школы оснащены 1 063 кабинетами новой модификации, лингафонными и мультимедийными кабинетами, интерактивными досками. С сентября 2020 года городские школы полностью перешли на систему подушевого финансирования, что дает им возможность улучшать материально-техническую базу, тем самым повышая привлекательность учебного учреждения, — заметила Нургуль Бертлеуова.
Особое место в сфере образования заняла система повышения квалификации педагогов. За тридцать лет улучшили свою квалификацию 17 тысяч учителей. За последние пять лет 38 учителей стали призерами республиканского конкурса, завоевав звание лучшего педагога страны.
Среднее образование в стране продолжает оставаться бесплатным. К тому же учащимся вновь выдают бесплатные учебники. Система обучения перешла на электронный формат: внедрены электронные журналы, по которым родители могут просматривать оценки своих детей, заявление о приеме в школу также подается через сайт мektep.akt.kz.
В связи с пандемией школы апробировали учебу в дистанционном формате. Были разработаны учебные программы, внедрены электронные учебники, по которым проводились занятия на протяжении двух лет. Дистанционное обучение показало свои плюсы и минусы в силу малой практики, но тем не менее новый формат обучения среднего звена оказался вполне применим в реалиях нового времени.

Учеба без барьеров

Все большую поддержку от государства получает инклюзивное образование.
Начиная с 2011 года в школах открываются коррекционные кабинеты, в которых занимаются особенные дети. Им оказывается всесторонняя поддержка специалистов. Многие из детей после коррекции могут обучаться в обычных школах, а значит, общаться со сверстниками и участвовать в общественной жизни школы наравне с другими детьми.
Почти четыре тысячи детей с особыми потребностями получают коррекционную помощь в реабилитационных центрах и кабинетах психолого-педагогической коррекции. Их по области 16. Коррекционные кабинеты действуют во всех районах области. В реабилитационных центрах оказывается помощь особенным детям с самого рождения. В рамках проекта «Бақытты бала» были открыты оздоровительный лагерь «Күншуақ» для детей с особыми образовательными потребностями и с ограниченными возможностями и коррекционный детсад «Нектар». К слову, коррекционные группы открыты во многих дошкольных учреждениях.
С 2017 года в Актобе действует центр социальной адаптации молодежи «Мейірім». А с 2019 года — центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации «Аяла».

Дорога в колледж

Существенные преобразования претерпела и система профтехобразования. Число колледжей в области достигло 43, а число учащихся увеличилось на 8 тысяч человек. Почти половина всех выпускников сегодня поступает в колледжи. К слову, сельскохозяйственный, политехнический, медицинский и Хромтауский горно-технический колледжи удостоены звания высших.
Вот уже два года профессионально-техническое образование в стране бесплатное. Сегодня в колледжах обучается свыше 20 тысяч молодых людей. Система профессионального и технического образования готовит специалистов по 32 направлениям. Число специальностей увеличилось с 63 до 100. Выпускники имеют возможность получить дипломы по 3-4 квалификациям. Заключено 1 468 договоров о дуальном обучении с предприятиями и организациями области, что дает возможность студентам практиковаться на производстве и набираться опыта непосредственно во время учебного процесса.
Айжан ШАУКУЛОВА

Фото из архива «АВ»

Колонка "Взгляд"