Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Системная ошибка КТЖ?

Местные предприниматели жалуются: железнодорожный перевозчик-монополист лоббирует интересы аффилированной компании. Причем не впервые.

В РПП «Атамекен» прошло очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции. В региональную палату за защитой прав и законных интересов обратилось ТОО «Мугалжар Нефтестрой» и ряд других компаний в сфере добычи строительного камня в отношении недобросовестных действий компании «КТЖ – Грузовые перевозки» по факту запрета на станциях Бершугир и Мугалжар оформления к перевозке порожних вагонов, за исключением вагонов АО «Қазтеміртранс». Кстати, учредителем данного акционерного общества на 100% является АО «Нацкомпания «Казақстан темір жолы».

Только для своих

– Из коллективного обращения следует, что ТОО «Мугалжар Нефтестрой» и другие компании осуществляют свою деятельность согласно лицензии по добыче строительного камня (диабазов), производству щебеночной продукции на месторождении Берчугурское в Шалкарском районе согласно заключенному контракту с управлением индустриально-инновационного развития области.
Проблема в том, что 11 июня этого года компании не имели возможности оформить порожние вагоны в автоматизированной системе управления договорной и коммерческой работы (АСУ ДКР). Это произошло в связи с запретом, установленным грузовым блоком «КТЖ – Грузовые перевозки» на оформление порожних вагонов, за исключением вагонов АО «Қазтеміртранс» на станции Бершугир и Мугалжар, – рассказал заместитель директора РПП по правовым вопросам Руслан Куйшинов.
В свою очередь, представители компаний-добытчиков строительного камня предоставили следующую информацию: «Для осуществления поставки щебеночной продукции на строящиеся объекты с началом строительного сезона заключены договоры, при этом в рамках договоров получены авансы за предстоящую отгрузку щебеночной продукции, также согласованы графики поставок. Для бесперебойной поставки готовой щебеночной продукции заключены долгосрочные контракты по аренде подвижного состава.
Данный запрет повлечет за собой последствия и неисполнение взятых на себя обязательств перед заказчиками по реализации «Государственной программы по строительству и капитальному ремонту автодорог Западного региона», по восстановлению последствий в период паводков в Атырауской области. Также инфраструктурных объектов: школ, больниц, заводов по производству ЖБИ, недропользователей Западного региона, ТШО и других предприятий инвесторов».
– ТОО «Мугалжар Нефтестрой» и ряд других компаний вынуждены оплачивать ежесуточную аренду вагонов, которые простаивают. Следовательно, компании несут большие убытки, их мы еще не подсчитали. Это повлечет за собой несвоевременную оплату налогов в бюджет. Но я бы очень хотел получить разъяснение от «КТЖ–ГП», – сказал директор ТОО «Мугалжар Нефтестрой» Жумабек Рысальдинов.
Со стороны «КТЖ – Грузовые перевозки» сослались на системный сбой.
– 12 июня, в 10.56, в наш чат на WhatsApp поступило сообщение, что есть сбой в системе АСУ ДКР, из-за чего не могут оформить вагоны. В 15.30 руководство КТЖ в Астане дало задание разработчикам устранить неисправность. Уже через 10 минут поступила команда оформлять вагоны по АРМ АГКР. И уже 13 июня систему АСУ ДКР отладили, – ответил заместитель директора филиала по логистике АО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Актюбинское отделение ГП» Бакытжан Бирманов.

Нечестная конкуренция

В РПП, рассмотрев обращение предпринимателей, полагают, что недобросовестные действия «КТЖ – Грузовые перевозки» приводят к вынужденным мерам приостановки выпуска щебеночной продукции, что в итоге приведет к сокращению рабочего персонала. При этом за неисполнение взятых на себя контрактных обязательств компания будет нести ответственность в виде штрафов и пени, а также включения в Реестр недобросовестных поставщиков.
– В этой связи полагаем, что компания «КТЖ – Грузовые перевозки» ущемляет права одних субъектов рынка, при этом своими действиями предпочтение отдает дочернему предприятию АО «НК «КТЖ» – АО «Қазтеміртранс». Считаем, что компанией «КТЖ – Грузовые перевозки» совершены антиконкурентные действия, то есть нарушены требования статьи 194 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан – предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, или создание неблагоприятных или дискриминационных условий деятельности по сравнению с конкурентами, – процитировал Руслан Куйшинов.
По завершении заседания Совета была принята резолюция, где рекомендовано актюбинскому филиалу ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» создать рабочую группу из числа представителей бизнес-сообщества, депутатов, представителей палаты предпринимателей, контрольно-надзорных органов. Рассмотреть с участием бизнеса вопросы, касающиеся оформления порожних вагонов в автоматизированной системе управления договорной и коммерческой работы на станциях погрузки Бершугир и Мугалжар, в связи с запретом, установленным грузовым блоком ТОО «КТЖ Грузовые перевозки».
Также дана рекомендация департаменту Агентства по защите и развитию конкуренции Актюбинской области рассмотреть вопрос о проведении расследования в отношении действий АО «КТЖ – Грузовые перевозки» – «Актюбинское отделение дороги ГП» на предмет нарушения прав субъектов рынка в части злоупотребления доминирующим положением и антиконкурентных действий.
Представители прокуратуры посоветовали компаниям, пострадавшим от действий «КТЖ – Грузовые перевозки», обратиться в суд с иском к данной компании для возмещения ущерба и упущенной выгоды.

Дежавю

А вот тут стоит напомнить, что подобное уже происходит не впервые в нашей области и именно в отношении вышеуказанных субъектов бизнеса на этих же станциях Бершугир и Мугалжар. Ровно год назад актюбинские компании, включая многострадальную «Мугалжар Нефтестрой», а также «Адал Арна Ачисай», «TLC Logistic» и «Нур-Тас Актобе», не могли выпустить свои вагоны из месторождений, чтобы доставить материалы заказчикам, получив 320 миллионов тенге убытков. И это в период дорожных работ, интенсивного строительства.
В адрес всех вышеуказанных компаний поступила телеграмма за подписью управляющего директора по производственным процессам Нацкомпании «Казақстан темір жолы» Бауржана Урынбасарова о запрете на прием к перевозке порожних полувагонов, кроме полувагонов АО «Қазтеміртранс» со всех станций Казахстана назначением на станции Мугалжар и Бершугир в адрес всех грузополучателей в период с 20 по 31 мая 2023 года.
Позже поступает еще одна, в которой говорится о продлении запрета с 31 мая до 10 июня. Далее приходит следующая, с продлением уже до 20 июня. Причем все телеграммы в виде приказа. Ну прямо дежавю! И опять в это же самое время.
Пришлось снова вмешиваться РПП, которая совместно с областным Антикором провела круглый стол с участием представителей «КТЖ». Тогда вопрос решили положительно для предпринимателей.
Владимир БУРЬЯНОВ

Колонка "Взгляд"