Движение 19 маршрутов ТОО «ПАТП» было остановлено пятничным утром из-за отказа водителей выходить на работу. Причина — несогласие с условиями труда. На встречу с ними сразу же выехал аким города Асхат Шахаров. После девяти утра рейсы возобновились.
В пятницу, в утренние часы, горожане не могли добраться до работы и учебы. По многим маршрутам общественный транспорт либо не ездил вовсе, либо салоны были забиты до отказа. Без возможности выехать в Актобе остались пригородные поселки Кызылжар, Россовхоз, Акшат, Курайли, Рауан.
В ТОО «ПАТП» оперативно прибыл аким города Асхат Шахаров. Он попросил сотрудников приступить к работе:
— Из-за сбоя в движении общественного транспорта люди мерзнут на остановках. Они не виноваты в проблемах предприятия.
В компании, которая обеспечивает 95-процентный охват в сфере перевозок, объяснили ситуацию. Водители не вышли в рейсы в утренние часы пик, в очередной раз требуя повышения заработной платы.
— Средняя зарплата водителей составляет 60 тысяч тенге. У них сменный график, с 6.30 до 20.00 или 21.00, в зависимости от маршрута. Где большой пассажиропоток, работают допоздна. Бывает, автобусы ломаются. Новые приобрести не можем, нет финансирования. Предприятие работает в убыток, — прокомментировал ситуацию начальник отдела ТОО Асанали Кайдаров.
По словам представителя компании-перевозчика, именно с финансированием связаны и общие проблемы в работе общественного транспорта, которые наблюдаются в последнее время.
— Шестой год работаем без субсидий. Санитарные врачи требуют больше автобусов, а мы этого обеспечить не можем, потому что нет средств. Транспорт надо заправлять, обеспечивать запчастями, водителей — заработной платой. Сейчас держимся только за счет пассажиропотока. С марта ситуация ухудшилась из-за карантинных ограничений, уменьшилось количество пассажиров и поэтому расходы не покрываются, — пояснил Асанали Кайдаров.
Как сообщила пресс-служба городского акимата, в настоящее время документы по субсидированию переданы в областной маслихат. На февральской сессии народные избранники рассмотрят вопрос о признании 29-ти маршрутов социально значимыми. В случае положительного заключения будет составлен трехгодичный бюджетный план по субсидированию. После решения финансового вопроса и внедрения электронного билетирования зарплату водителей и кондукторов повысят.
Между тем для получения субсидий перевозчики обязаны выполнить ряд условий, в том числе обновить автобусы и увеличить количество их выхода на городские маршруты, соблюдать график, сократить интервал движения, улучшить условия труда водителей и кондукторов.
— В настоящее время приняты следующие меры. ТОО «ПАТП г. Актобе» снижает план поступления ежедневной выручки. Оно погасит накопившиеся долги по заработной плате и некоторые текущие задолженности компании. В целом ситуация отрегулирована и находится на особом контроле акима Актобе. Автобусы выехали на маршрутные линии и оказывают услуги в штатном режиме, — рассказали в городском акимате.
Алина СУЛЕЙМЕНОВА