В Актобе есть свой Алтын адам, чем мы гордимся.
Но представление о нем будет неполным без некоторых штрихов, которыми поделился известный прикладник, член команды воссоздателей образа Еркосай Абилов.
Им созданы доспехи Кобыланды для мавзолея батыра в Жиренкопе. Фигуру Абилкайыра, экспонирующуюся в областном историко-краеведческом музее, украшают ханский нагрудный знак, скипетр, кинжал и кольцо с печатью работы Еркосая; бес кару хана он сделал для музея в Толыбае Айтекебийского района. Традиционный казахский шомек мастера Абилова имеет знак качества ЮНЕСКО, а представив миру туяк дауылпаз, он победил в конкурсе «Шебер-2013» и был членом казахстанской команды ремесленников на международной ярмарке народных промыслов в Непале. Ремесленник владеет искусством обработки кожи, дерева, силен в ювелирном деле, и этот список можно продолжать.
— При воссоздании образа сарматского вождя пришлось напрячь многие умения, — рассказывает собеседник. — Для нашего Золотого человека я сделал горит (колчан со стрелами), лук, камчу, меч. Никакое творчество не допускалось, так как от нас требовалось воспроизведение предметов, отображающих время. Консультантом выступал ученый из Санкт-Петербурга Николай Курганов, а руководителем работ — член Союза художников и Союза ремесленников РК Булат Атраубаев. Он строго модерировал процесс, но тем не менее я поехал в музей, чтобы подержать в руках останки оригиналов и прочувствовать ту эпоху. А опыт помог определить наиболее подходящий материал. Что я мог потрогать? То, что осталось от колчана, стрел и очень скромных размеров костяную рукоять сгнившей камчи. Многоопытные ученые выдвинули предположение, что рукоять была оплетена кожей, и для восстановления картины мне пришлось применить восьми-, двенадцати- и двадцатичетырехжильное плетение — было непросто, но опять выручил опыт. Повторюсь, что творчества не было, а был высший уровень практики, мастерства, когда для точности воспроизведения пришлось в некотором смысле погрузиться в тысячелетия!..
— И как там, в глубине веков? Как чувствует себя человек, живший больше двух тысяч лет назад?
— Ощущения впечатляют! И они неизбежны, когда держишь в руках экспонаты. Когда я увидел толщину отчеканенных золотых грифонов (не толще современной фольги), украшавших колчан, ремни, понял, что все было изготовлено не для пользования, а для пышных похорон: положенное в курган есть свидетельство высокого статуса погребенного. Думаю, пережитое мною посещает каждого мастера, выполняющего подобный заказ: как не углубиться во времени, держа в руках легкие стрелы небольшого размера? Кстати, для обработки новых стрел я придумал приспособление, которое вполне сгодится и на случай следующего заказа.
Еркосая впечатлило все, в том числе работа над мечом:
— Очень интересно было изготавливать его рукоять (балдак), верхнюю часть которой украшают два орлообразных грифона, нижнюю — два волкоподобных. Клинок инкрустирован позолоченной накладкой с изображением грифонов. Все золочение выполнял Булат Атраубаев, и я должен выразить коллеге признательность за слаженное сотрудничество. Думаю, нас гармонизировала нацеленность на результат, за который не стыдно всей команде.
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Фото предоставлено Еркосаем Абиловым