Слова Сократа: «Я знаю только то, что знаю мало», может отнести к себе каждый, кто хочет добиться успеха в бизнесе, считает начальник отдела предпринимательства города Актобе Анар Даржанова. По ее глубокому убеждению, предприниматель — начинающий или действующий — должен быть теоретически подкован. Как говорится, кто информирован, тот предупрежден, а значит, вооружен.
Предпринимателей принято делить на две группы. К первой относят тех, кто решил начать свое маленькое дело. Накопив определенную сумму денег, они, как правило, предпочитают вложить ее в наименее затратный бизнес. То есть пробовать свои силы в сферах с быстрой окупаемостью денег и меньшими рисками — в торговле или сфере услуг.
Вторая группа – уже действующие предприниматели, имеющие достаточно средств и решившие вложить их в более капиталоемкие проекты. То есть туда, где оборачиваемость средств менее низкая, а доходность высокая. Например, в производство товаров, сырья, питания, в переработку сырья с получением готового продукта.
SWOT*
для старт-апа**
Даже тем, у кого есть план создания своего бизнеса, Анар Даржанова все же советует сделать SWOT-анализ. Так как он помогает реально и объективно оценить возможности.
— Если человек загорелся идеей создать свой бизнес, скорее всего, он учел сильные стороны — свободные средства, членов семьи или друзей, готовых поддержать, знание ситуации в определенном сегменте рынка и так далее, — говорит главная предпринимательница Актобе. — Слабость же заключается в отсутствии опыта работы, наличии конкурентов, насыщенном товарами, работами и услугами (ТРУ) рынке.
При этом надо помнить о том, что внешняя среда тоже обладает сильными и слабыми сторонами — возможностями и угрозами.
Начальник отдела советует воспользоваться ресурсами «Бизнес-Советника». Госпрограмма считается сегодня одним из лучших продуктов ФРП «Даму». Она знакомит будущих предпринимателей с азами бизнеса, чтобы они смогли сделать первые шаги.
К слову, Даржанова обращает внимание на то, что начинающие часто сетуют на высокие проценты кредитов коммерческих банков.
— Они не являются потенциальными клиентами БВУ и должны иметь свои накопления, — говорит она. – В банк надо идти, когда уже крепко стоишь на ногах и хочешь расширить свою деятельность. Ни один банк не станет рисковать своими средствами, если заемщик не представляет перспективы своего развития.
Для начала необходимо вооружиться элементарными знаниями и правильно выбрать сферу деятельности. Надо провести маркетинг и определить целевую аудиторию: возрастной состав, пол, чтобы четко знать, для кого предназначены ТРУ, и факторы, которые могут положительно или отрицательно повлиять на успех, например, сезонность. Владеть информацией об объеме потребления населением, основных игроках рынка, их доле и слабых сторонах.
При старт-апе нужно знать все характеристики ТРУ, его потенциальных покупателей/пользователей и партнеров, канал распространения/сбыта, цену и позиционирование, создание конечного спроса, место и условия производства, источники финансирования.
— Когда вы впервые предлагаете свои товары, работы и услуги, используйте их презентацию с максимальным эффектом, — советует Анар Даржанова. — Но даже если первый блин оказался комом, не унывайте. Когда-то Уинстон Черчилль сказал: «Успех состоит из пути от одной ошибки к другой без потери энтузиазма».
Конечно, легче всего там, где конкуренции нет или она незначительна. Это отнюдь не означает, что не надо открывать парикмахерскую, например. Главный акцент должен быть сделан на качестве услуги. Посредством предоставления высокого качества предприниматель может вести «партизанскую» войну, то есть привлекать и переманивать чужих клиентов.
Тренд здесь
правит бал
Руководителям крупных инвестпроектов будут интересны предложения частных лиц по передаче непрофильных для производства функций — благоустройство территорий, реклама, уборка помещений, транспортировка, пошив спецодежды, мойка автомашин, обслуживание оргтехники и тому подобное.
Для этого нужно всегда быть в курсе событий. Например, если рассматривается проект создания молочной фермы, почему бы не предложить разработку логотипа товара, оборудование по его выпуску, тару для упаковки, транспорт для доставки продукции.
Ведь при росте спроса на продукты питания во всем мире цены на них всегда будут интересны для тех, кто работает в этой сфере. Естественно, покупатели предпочтут качественную натуральную еду. И если продукт изготовлен на предприятии, известном своим качеством, он всегда будет в спросе.
Еще надо помнить о том, что мода, направления и тенденции меняются не только в модельном бизнесе, это всеобщий тренд. Кстати, ментальность – одна из составляющих успеха вашей затеи.
PS. Краткое резюме: нельзя находиться в обществе и быть вне него. Государство создает благоприятные условия для МБ. Это подтверждают показатели мировых рейтингов «Легкость ведения бизнеса» и «Индекс восприятия коррупции». Правительством РК ведется правильная финансово-кредитная политика, реализуются беспрецедентные меры поддержки.
Если добавить сюда немаловажный фактор — достаточно высокую покупательскую способность, то предприниматель просто обязан быть социально ориентированным и должен внести свой вклад в дальнейшее развитие бизнеса.
SWOT* — Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats.
СВОТ-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект. Все факторы делятся на четыре категории. Первые две описывают предприятие изнутри — strengths (сильные стороны предприятия) и weaknesses (слабые), остальные — внешнюю среду – opportunities (возможности) и threats (угрозы).
Поскольку анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям и отдельным людям. Его обычно представляют в виде матрицы.
Старт-ап** — от английского start-up – запускать.
Ляззат ЕГИБАЕВА