На три школы области наложен штраф за существенные нарушения, выявленные в первом полугодии. Почти 70 учреждений образования не прошли государственную аттестацию. А 1 сентября – не за горами.
На площадке РСК выступила руководитель департамента по обеспечению качества в сфере образования Гулнара Сарсенгалиева. Она доложила об итогах деятельности ведомства с января по июль 2022 года.
– За это время мы провели 37 внеплановых проверок в организациях образования, из них 28 – по выполнению требований предписаний об устранении нарушений, выявленных в 2021 году, остальные – по жалобам. Оказалось, что в трех из них с прошлого года нарушения законодательства не устранены, потому материалы были направлены в суд. Это Айкенская средняя школа Айтекебийского района, Шокысуская средняя школа Шалкарского района и Саздинская – в Актобе. В них не предусмотрены индивидуальные шкафы для учеников начального звена, технически не оснащены учебные лаборатории по химии, биологии и физике. Педагогический состав укомплектован без соблюдения квалификационных требований.
По словам спикера, администрациям этих школ выписаны штрафы в размере 255 МРП (781 065 тенге). Проверка возобновится со второго полугодия.
По обращениям актюбинцев нарушения выявлены в шести образовательных учреждениях, к административной ответственности привлечены должностные лица, на них наложен штраф в 120 МРП, или 367 560 тенге.
С начала года на горячую линию департамента поступило свыше 60 обращений от работников школ, родителей учащихся. Жалобы активно принимались посредством соцсетей и чатов. По 26 из них проведены консультации и разъяснения, остальные решались совместно с профильными госорганами.
– Вопросы в основном касались заработной платы педагогов, приема на работу, соответствия дипломов, поступления в 1 класс, организации обучения и воспитания в школах и детсадах, – продолжила Гулнара Акмурзиевна.
В качестве примера она привела Темирскую СШ, где руководители учреждения привлечены к ответственности из-за несвое-
временной выплаты отпускных учителям.
Далее руководитель департамента коснулась результатов государственной аттестации, она проводилась в 69 организациях, ни одна из них не смогла пройти процедуру. То есть в 38 детских садах, 28 школах и трех колледжах не полностью соблюдаются требования госстандарта.
– Итоговая аттестация учеников выпускных 4-х, 9-х и 11-х классов выявила низкий уровень качества знаний, – добавила она. – Только в девяти школах сорок процентов детей набрали оценки не ниже удовлетворительных.
Было сказано также о защите прав учителей и педагогической этике. На заседаниях консультативно-совещательного органа по этим вопросам рассмотрено четыре жалобы. Так, беспрецедентным стал случай с учителем одной из школ, ударившим ученика начального класса за невыполнение домашнего задания. По итогам рассмотрения дела директор и педагог получили выговор и дисциплинарное взыскание.
Много проблем возникает в части лицензирования на предоставление госуслуг. По 49 из 50 запросов на получение лицензии и (или) приложения к ней было отказано из-за несоответствия квалификационным требованиям.
На сегодня три государственные школы занимаются образовательной деятельностью без лицензии, их заявки были отклонены. Это Кызылжарская, Шубаршийская школа-ясли-детский сад в Темирском районе и Кумсайская начальная школа в Мартукском.
– Департамент проводит мониторинг готовности организаций образования к новому учебному году, – подытожила пресс-конференцию Гулнара Сарсенгалиева. – Проверяем качество ремонтных работ, оснащенность видеонаблюдением, санитарно-гигиеническое, материально-техническое состояние кабинетов, обеспеченность учебниками.
В поле зрения ведомства остаются вопросы приема на работу учителей, конкурсов на назначение директоров.
Затем Гулнара Акмурзиевна ответила на вопросы журналистов. В частности, о низких результатах по прошедшему ЕНТ – область вошла в пятерку регионов с низкими баллами.
– Да, именно такие данные озвучены в МОН РК. Низкий пороговый уровень показали школы Байганинского, Темирского и Уилского районов. Как уже говорилось выше, мы тоже выявили слабые знания в выпускных классах. Наверное, это связано в том числе с низкой квалификацией педагогов, – констатировала руководитель департамента.
По ее словам, остро стоит также проблема дефицита учителей в малокомплектных школах, где требуется 400 специалистов. Директора из глубинки приглашают молодые кадры, обещая солидный социальный пакет.
Нургуль АРИНОВА
Фото из архива «АВ»