Во второй половине дня председатель Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Серик Нокин провел встречу в офисе Актюбинского филиала партии «Нур Отан», где встретился с представителями акиматов Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангыстауской и Актюбинской областей, а также руководителями коммунальных предприятий и КСК.
Он сам и вел эту встречу. Серик Нокин рассказал собравшимся об основной цели своего приезда в Актобе — ответить на вопросы, связанные с модернизацией жилищно-коммунального хозяйства и новой тарифной политикой.
— Самое сложное, — подчеркнул Серик Кенесович, — это реализация программы модернизации. Поскольку в нее вовлечено непосредственно население, работать с ним нам придется вплотную. Мы провели три встречи. Особенно много вопросов было в Алматы. Мы выработали механизм реализации, и теперь его надо запустить.
Серик Нокин рассказал, что программа состоит из двух частей: модернизации жилищно-коммунального хозяйства и тарифного образования. «Сегодня мы знакомились с новыми технологиями, которые внедряются в ЖКХ Актобе. Настоящий прототип будущих центров, которые мы начали проектировать в Актобе, Караганде, Алматы и Астане, — это «Акватория Актобе», где мы сегодня побывали. Мы хотим спроектировать дома, где были бы использованы и солнечные батареи, и подогреваемые полы, и армированное стекло, и все последние достижения в приборостроении. Наши жители пока не знают о таких технологиях, поэтому надо это все разъяснять им».
Подробно о программе модернизации по делам строительства и ЖКХ рассказал директор департамента ЖКХ Агентства Василий Маслов. Он отметил, что она имеет два основных направления, первое из которых — модернизация коммунальных систем на принципах «Дорожной карты». Программа позволит ликвидировать аварийные сети и уменьшить степень износа и потерь. При этом ставится задача максимально задействовать в ее реализации население. Вторая задача — обеспечить ремонт многоквартирных жилых домов. Есть, по его словам, еще и третья задача — повысить эффективность отрасли ЖКХ.
При модернизации коммунального сектора четко определены принципы финансирования. Модернизация инженерных сетей, находящихся в государственной собственности, будет производиться за счет госсредств, а также за счет инвестиционных программ предприятий, основанных на тарифном регулировании. Модернизация инженерных сетей, находящихся в частной собственности, будет производиться за счет тарифов. А строительство новых сетей для обеспечения доступа населения к коммунальным услугам рассчитано на бюджетные средства.
Только в этом году на модернизацию коммунальных систем республиканский бюджет выделяет 65,8 миллиарда тенге, в том числе Актюбинской области — 1,6 миллиарда. Следует отметить, что суммарная доля бюджетных средств, направляемых на модернизацию коммунальных систем, составляет 29 процентов в общем объеме бюджетных затрат. Остальное составят средства, собранные за счет тарифного регулирования.
Василий Маслов напомнил, что при ремонте многоквартирных жилых домов будут использоваться два механизма: по одному из них — из республиканского бюджета местным исполнительным органам выдаются трансферты для капитализации социально-предпринимательских корпораций. Между КСК или другими объектами кондоминиумов, подрядчиком и СПК заключаются договоры. Собственники квартир должны внести в КСК первоначальный взнос в размере 15 процентов от общей стоимости ремонта. Эти средства используются для оплаты подрядчику ремонтных работ. В свою очередь СПК оплачивает подрядчику 85 процентов от общей стоимости работ. В перспективе роль СПК возьмут на себя банки второго уровня, международные финансовые институты и фонд развития ЖКХ, концепцию которого сегодня разрабатывает Всемирный банк.
Второй механизм ремонта многоквартирных домов следующий: республиканский бюджет выделяет акиматам займы под 0,1 процента годовых на семь лет. Создается специализированная уполномоченная организация — ТОО или АО со стопроцентным участием государства, либо привлекают аналогичные предприятия, имеющиеся у него в распоряжении.
В данном проекте собственники квартир перечисляют в КСК первоначальный взнос в размере 50 процентов от общей стоимости ремонта. В течение семи лет в качестве первоначального взноса жители направят на ремонт 112 миллиардов тенге, объем работ, выполненных за счет средств предприятий также составит 112 миллиардов тенге.
Чтобы минимизировать риск невозврата средств, предусматриваются обязательное наличие счета КСК и ежемесячных перечислений граждан на накопления. Решение о проведении ремонта того или иного дома имеет законную силу, если за это проголосуют не менее двух трети владельцев квартир. В таком случае все жители дома должны выполнять принятое решение.
Сметные затраты, размер расходов на каждую квартиру, ежемесячные перечисления накоплений и выбор подрядной организации утверждаются на общем собрании владельцев квартир. Обязательное условие договора с госпредприятиями, капитализированными за счет бюджетных средств, — наличие накоплений в размере 15 процентов от стоимости работ по первому механизму и 50 процентов — по второму. Предусмотрено принудительное взыскание задолженности через судебные органы. При этом срок исковой давности не ограничен.
В реализации названных механизмов ремонта жилых домов предусмотрена адресная поддержка малообеспеченных граждан. Им будет оказана жилищная помощь для оплаты расходов на ремонт общего имущества кондоминиума и взносов на накопление средств. Для этого из республиканского бюджета выделяется 109 миллиардов тенге. Причем учитывая отсутствие предварительных накоплений владельцев квартир в 2011 году, ремонт будет производиться без их первоначальных взносов, но со следующего года внесение взносов станет обязательным. В этом году пилотные проекты по термомодернизации жилых домов, при которых одновременно будет производиться ремонт кровли и их фасадов, начнут реализовываться во всех областных центрах.
Модернизация ЖКХ главным образом предусматривает эффективное управление общим имуществом. В частности, реформа подразумевает передачу части технических функций по содержанию и эксплуатации домов от КСК к профессиональным сервисным компаниям.
Как считает Василий Маслов, большая роль в этих схемах принадлежит самим жильцам. Многое будет зависеть от их правовой грамотности. Сегодня многие жильцы не хотят участвовать в содержании общедомовой собственности, деятельности КСК, отказываются от оплаты услуг. Это отношение надо менять и посредством разъяснительной работы, и введением правовой ответственности, заключил он.
После того, как гости ответили на вопросы, Серик Нокин предоставил слово Александру Дубовенко – директору департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Актюбинской области. Выступающий рассказал о том, как будет проводиться в области модернизация ЖКХ через тарифную политику, контроль за исполнением инвестиционных обязательств.
— В 2014 году предполагается оптимизировать потери в электрических сетях на 15, в тепловых — на 18 и в водохозяйственных сетях — на 19 процентов. К этому году ожидается полная ликвидация сверхнормативных потерь. В результате проводимой тарифной политики число базовых субъектов естественных монополий, работающих по инвестиционным тарифам, к 2020 году достигнет 84.
На этом совещание работников жилищно-коммунальной сферы западного региона страны завершилось.
Муапих БАРАНКУЛОВ