Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Служить государству

Каждое утро тысячи актюбинцев включают свет, пользуются водой, газом, отправляют детей в школу и детсады, общественным транспортом едут на работу. Для горожан все это кажется обыденным, тогда как это результат огромной, кропотливой и напряженной работы такого механизма, как государство, в лице городского акимата, его сотрудников,  обеспечивающих в конечном итоге жизнедеятельность огромного областного центра.  Одним словом, госслужба — это нелегкий и ответственный труд на благо населения, который порою незаметен. Об этом и многом другом мы беседуем с руководителем аппарата акима города Актобе Аскаром Шерияздановым. «…Город, в котором объединение людей имеет своей целью взаимопомощь в делах, коими обретается истинное счастье, является добродетельным городом, и общество, где люди помогают друг другу в целях достижения счастья, есть добродетельное общество».  Абу Наср аль-Фараби

 — Не все, наверное, хорошо представляют себе работу госслужащих. Чем же все-таки они занимаются?
— Уж поверьте, не сидят в кабинетах и не перебирают целый день документы. Достаточный опыт работы и в областном акимате, и в городском позволяет оценить качество работы специалистов по их делам. Однозначно могу сказать: это кропотливый, напряженный труд во благо горожан.
Посудите сами. Помимо своих функциональных обязанностей работники акимата и городских отделов закреплены за дворами, работают с председателями КСК и кондоминиумов, организовывают сходы жильцов для поддержания порядка. У нас в городе 1 547 многоэтажных домов, то есть за каждым работником закреплено по 6-7 домов. Это практически общественная нагрузка. С населением непросто работать, но мы делаем все возможное.
К сожалению, пока в нашем обществе широко развит патерналистский настрой, люди считают, что все их проблемы должно решать государство. Они привыкли по всем вопросам обращаться в акимат, неважно, касаются они акимата или нет. Зайдите на блог акима города — актюбинцы требуют от городских властей не только убрать мусор, который лежит возле их подъезда, но и разобраться с соседом, который складировал строительные отходы на контейнерной площадке…
— Многие считают, что акимат целыми днями только проводит совещания…
 — А без этого нельзя. На них решаются различные вопросы, касающиеся конкретных сфер жизнедеятельности населения, облегчения жизни горожан и создания для них условий.
К примеру, за последние три года мы перевели несколько видов государственных услуг в ЦОН. Раньше, чтобы получить направление в садик, люди занимали очередь у городского отдела образования чуть ли не с пяти часов утра. Сейчас можно в любое время прийти в ЦОН и спокойно сдать документы. Списки  очередников для сведения населения также размещены на сайте городского акимата и постоянно обновляются. Их контролируют. Конечно, нельзя сказать, что возмущенных стало меньше: город растет, увеличивается число детей, и очереди в детские сады постоянно пополняются. Есть к тому же еще граждане, которые  полагают, что для получения места в детском саду вне очереди достаточно  обратиться с просьбой в акимат или отдел образования. Но это не  так. Поэтому  очень важно обеспечить прозрачность в этом вопросе.
Более того. Эта услуга для удобства людей переведена уже в электронный формат. Теперь и в ЦОН идти совсем необязательно — можно зайти на сайт Правительства, в рубрике «Композитная услуга» набрать данные ребенка. Малыш будет не только поставлен в очередь в детский сад, ему автоматически будет присвоен ИИН. Эта услуга появилась недавно, я лично опробовал ее, поставив новорожденного племянника в очередь.
Но для того чтобы госуслуги в электронном формате были востребованы, надо быть готовым к этому, идти в ногу со временем. Читатели спросят: а что власти делают для того, чтобы их подготовить? Мы проводим бесплатные курсы по повышению компьютерной грамотности населения.
В позапрошлом году такие курсы были организованы, но со стороны населения не было повышенной заинтересованности. Возможно, сказалась недостаточная информированность. Осенью на базе нескольких школ города намечено возобновить эти курсы. Планируем охватить как можно больше людей.
— Говорят, работа на госслужбе — труд неблагодарный… Расскажите как складывается ваш рабочий день.
— Рабочий день у нас начинается в 8 часов утра и заканчивается в 9 часов вечера. В субботу-воскресенье работаем до 3 часов дня. И не потому, что мы такие трудоголики или хотим перед кем-то себя показать. Сама интенсивная жизнь города диктует такой режим работы. Город — это живой организм, который подчас не подчиняется твоему плану и грамотному распределению времени. К примеру, вечером может возникнуть задание, которое не терпит отлагательства, поскольку касается проблем конкретного горожанина. Мы все бросаем и стараемся решать проблемы.
Вы знаете, иногда приходишь к выводу, что цивилизация и благоустроенная жизнь не делают людей счастливее. Все больше решаются вопросы города, подводится газ, строятся больницы и школы, но пропорционально увеличивается и поток критики. Необходимо кого-то ругать, винить, а кого? Не себя же. Каждый должен сначала спросить себя: а что я сделал для того, чтобы мне в этом городе жилось хорошо, комфортно? Возможно, я не прав, но это мое мнение.
В силу занятости редко хожу в гости, так как во мне в первую очередь видят не товарища, друга, соседа, а чиновника, и начинают критиковать власть. У меня уже выработался иммунитет, с улыбкой говорю и убеждаю их: «Друзья мои, берите пример с представителей нашего старшего поколения. У них ничего не было, они жили в мазанках, во время целины — в палатках, готовили еду на кострах, но были человечнее, добрее».
— Аскар Турарович, как вы считаете, госслужба — это престижно?
— Да, престижно. Человек работает на государство, чувствует свою сопричастность к тем процессам, которые происходят в обществе. Кстати, на госслужбу очень большой конкурс. Когда выходит объявление о вакансии, приходят 17-20 человек разных возрастов, особенно рвется на госслужбу молодежь. Я, как председатель конкурсной комиссии, стараюсь объяснить им, посоветовать, чтобы они сначала поработали по специальности год-другой, и потом уже с определенным багажом знаний, стажем приходили на госслужбу. Здесь он — представитель акимата, на которого смотрит народ. Здесь ему работать с людьми, в коллективе, уметь подчиняться и формулировать свои мысли. Потому брать молодого специалиста, вчера окончившего вуз,  не всегда правильно, предпочтение стараемся отдавать кандидатам, имеющим определенный опыт работы.
— Насколько сегодняшние госслужащие чувствуют себя защищенными?
— Государство — определенная корпоративная структура, наши специалисты чувствуют себя более защищенными, нежели сотрудники какой-либо частной структуры. Хотя, честно говоря, госслужащих удерживать особо нечем. Соцпакета нет, невысокая зарплата, ненормированный рабочий день, отпуск частями. Несмотря на это, текучести кадров нет. Когда собирается коллектив, стараюсь подчеркнуть, что мы работаем на государство. Говорю коллегам: «Вы должны осознавать себя личностями, людьми, которые обеспечивают нормальное функционирование города. Каждый ваш рабочий день приносит определенную пользу областному центру, его жителям».
— Как обстоит ситуация с коррупцией? Не секрет, что среди чиновников есть нечистоплотные на руку.
— Сегодня в государстве идет системная борьба с коррупцией. Взяточничество — однозначно порицаемое явление не только в обществе, но и среди госслужащих. Ведь они в первую очередь люди, а потом уже чиновники. Человек, берущий взятку, отторгается обществом, его нужно наказывать.
В то же время даже, если госслужащий не ответил вовремя на письмо, — это коррупционное правонарушение. За двукратное такое нарушение человека могут уволить как коррупционера, и он не сможет восстановиться на госслужбе. Как госслужащий, конечно, соглашаешься, а вот как человек — внутренне против этого. Жалко его, он, в принципе, ни у кого ничего не вымогал, ничего не брал, а наказан.
— Госслужба — это образ жизни. Десятки людей твердят: устал, надоело, ухожу, но, тем не менее, не спешат увольняться.
— Согласен. Каждый должен заниматься тем, что у него хорошо получается. Например, я на госслужбе с 1993 года,  считаю себя человеком с государственным мышлением. Получаю от своей работы колоссальное удовольствие, для меня главное — приносить пользу обществу. Утром встаю с мыслью, что на работе буду решать вопросы, которые позитивно отразятся на жизни людей.
— Насколько власть доступна для населения?
— Общественное мнение, к сожалению, не в нашу пользу. Население считает, что в акимате, в его отделах все волокитится намеренно. Хотя тому есть вполне понятное объяснение. К примеру, у нас развивается малый и средний бизнес. Соответственно, растет число объектов бизнеса, которые перепрофилируют под магазины, аптеки, меняют их статус, строят новые торговые точки. Ежедневно поступает масса заявлений от предпринимателей. И, соответственно, ежедневно мы должны выпускать по 16 постановлений! А ведь есть определенные требования к ним, порядок согласования. В этом деле много нюансов, но все делается для удобства людей. Без этого наш город превратится в некое скопище построек непонятно из чего, примкнувших к многоэтажкам.
— Бывают, наверное, и ошибки…
— Вы правы. Каждый понедельник аким города проводит планерки, на которых в достаточно жесткой форме указывает на проблемные участки в городе. В течение недели все вопросы, начиная от движения автобусов, открытых колодцев, ремонта дорог, вплоть до бродячих собак, должны быть решены. Каждый мелкий для постороннего глаза, казалось бы, вопрос обсуждается на уровне руководства Актобе, так как он касается жизни горожан. На совещаниях во вторник ставятся другие, более сложные задачи.
— В США мэры ездят на работу в автобусах. Увидим ли мы актюбинского чиновника, едущего на работу в общественном транспорте?
— Не буду лукавить, думаю, у нас этого не будет. Здесь ментальность другая. Однако служебные машины только у руководства, основная масса госслужащих пользуется общественным или личным транспортом.
У нас к госслужащим, особенно к руководящему составу, приковано пристальное  внимание людей. Госслужба в большей степени — это  самоограничение, а не блага. Этика поведения госслужащего на работе и в быту прописана в Кодексе госслужащего. И, повторюсь, главное для нас — приносить пользу людям.
Асия НУРПЕИСОВА

Колонка "Взгляд"