В коллекции Ерболата Куанышева насчитывается более трех тысяч асыков. Умелец изготавливает множество сувениров из костей и намерен зарегистрировать хобби в книге рекордов Гиннесса.
Мечта о костяной статуе
Уроженец населенного пункта Корпе, что недалеко от Карабутака, 20 лет назад переехал в Актобе. С родным аулом живую связь поддерживает всегда, тем более у него там свое животноводческое хозяйство.
— Не знаю, почему, но стали собирать асыки, — рассказывает Ерболат. — За 12 лет, что продаю мясо, их количество превалило за три тысячи. Считайте, за это время забили полторы тысячи голов скота.
К слову, наш герой забивает не только свою живность, к нему, профессиональному, можно сказать, резчику, обращаются знакомые, родственники и земляки во время согыма. Но у чужих асыки не просит.
Когда асыков стало слишком много, герой нашей публикации задумал смастерить из них что-то типа статуи. Он знал, что намного удобнее создавать из маленьких асыков, с большими — намного сложнее, и никто до этого ничего из них не делал.
Кстати, его не просто пригласили в Астану на международную выставку «ЭКСПО-2017», но даже выделили определенную площадь без оплаты.
— Тогда планировал смастерить скульптуру коровы с теленком. Организаторы разрешили продать ее по выгодной цене, если найдется покупатель. Но времени было в обрез, поэтому не успел. Тогда и асыков не хватало. Сейчас, по прошествии семи лет, их стало намного больше, — рассказывает мастер прикладного искусства. Правда, идея до сих пор витает в воздухе.
Қоржын удачи
Мечтает Ерболат создать огромную, в 1,5 метра, статую асыка с надписью «Асығын алшасынан түссін» — «Пусть сопутствует удача».
Интересно, что у него отдельно от общей массы собраны и пронумерованы 32 асыка. Ежегодно к нему обращаются из судейского корпуса областного этапа Национального чемпионата «Қазақстан барысы» с просьбой предоставить альчики для жеребьевки.
— Пришлось для этого специально сшить сумку-коржын. Не нести же в пакете, несолидно как-то, — улыбается Ерболат.
К слову, он когда-то сам занимался борьбой, его сын – тоже борец, потому не понаслышке знает всех тренеров по қазақ күресі.
Ручная обработка
Ерболат Куанышев в подробностях рассказал о кропотливой обработке асыков по специальной технологии. После забоя скота и разделки по костям альчики сразу же помещают в морозильник. В противном случае они могут испортиться и почернеть.
После того, как соберется 40-60 штук, их варят в казане три-четыре часа, чтобы вышел весь жир. Далее с помощью железной сетки убирают все сухожилия, затем отмывают моющим средством и сушат. Только тогда асык начинает блестеть. При желании красят хной, которую также изготавливают вручную.
— Все это труд моих детей: все три тысячи асыков прошли через их руки, — не без гордости отмечает многодетный отец.
Двое детей Ерболата учатся в Турции. Сын – третьекурсник военной академии, дочь – будущий дипломат, еще двое – школьники.
К слову, складывает асыки Ерболат по 100 штук в одной связке, это непросто и требуются специальные навыки.
Музей в сарае
Ерболат рассказывает, что те, кто приезжает в гости, обязательно первым делом заходят в сарай, предназначенный для разделки мяса и… начинают фотосессию. Им здесь интересно все, тем более что горожане никогда не видели столько асыков в одном месте.
— Гости просят пару альчиков, кто-то для детского сада несколько штук. Отказываю, но объясняю: не могу просто так раздавать то, что поштучно собирал столько лет, — говорит он.
Стоит отметить, в сарае – подсобном помещении для хозяйственных нужд – можно сфотографироваться не только на фоне горы из альчиков. Здесь хранятся и другие изделия из костей животных.
По его мнению, рабочее место должно быть не только удобным и просторным, но и красивым, презентабельным.
В его семье стараются не выкидывать, а использовать все, что пригодится в быту. Рога коровы после обработки применяют в разных целях. На них можно повесить связки ключей. Если соединить пару и обшить кожей — получится сувенирная стрела.
Изготавливает из рогов КРС и посуду для напитков, которая, кстати, пользуется спросом. Эта технология требует особой тщательности и в корне отличается от процесса придания асыкам товарного вида. В первую очередь рога отрезают от основы, но берут их летом, а не зимой.
— После специфичных, не очень аппетитных, но необходимых действий их нельзя оставлять на солнцепеке. Далее чистим, шлифуем и лакируем. Затем на гравировке наносим надпись золотистой краской и узоры, — поясняет умелец.
На стене также немало костей, на которые нанесены казахские устойчивые выражения: как жеті қазына, жігіттің үш жұрты, жеті ырыс, жеті ұрпақ, жеті ата и так далее. Из названий родов разве что написал свой ру. Из ортан жілік (бедренная кость) получилось древнее оружие қолшоқпар (дубина). Один из знакомых фермеров заказал люстру в офис, тоже украшенный костями.
Все эти изделия наш герой сделал в свободное время вручную. Считает свое ремесло больше хобби, чем источником дохода.
— Даже не думал продавать, хотя некоторые заказывают то или другое. Стараемся никому не отказывать. Если кто-то дает деньги, беру. Как-никак в них вложено столько сил, энергии и любви. Это оригинальный подарок, мы сами дарим их в качестве сувенира, — подчеркивает мастер.
Свой вид прикладного искусства Ерболат Куанышев хочет внести в книгу рекорда Гиннесса хотя бы на уровне Казахстана. Он пока не слышал, чтобы кто-то в стране собрал столько асыков крупного рогатого скота и смастерил из костей множество полезных вещей.
— Каких-либо премий не жду, мне этого не надо. Для мотивации достаточно сертификата, подтверждающего мой многолетний труд. А еще это пропаганда и популяризация народного ремесла. Я следую традициям наших предков-кочевников, которые ничего не выбрасывали. Таким образом они первыми начали применять безотходное производство. Может, и мой пример кого-то вдохновит быть экономным и рациональным, жить в гармонии с окружающей нас природой, — говорит Ерболат Куанышев.
Абат КАРАТАЕВ
Фото автора и Камшата КОПАЕВОЙ