Облдепартаментом по регулированию естественных монополий с 2009 года планомерно решаются три задачи, предусмотренные Стратегическим планом Агентства РК: модернизация коммунальных сетей; стабильность и предсказуемость тарифов; перераспределение финансовых средств с их направлением на реализацию приоритетных инвестиционных проектов. При этом целью остается и обеспечение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, регулируемого рынка.
Наш департамент регулирует и контролирует деятельность 43 субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, отвода сточных вод, подъездных путей и транспортировки газа. В их число входят такие базовые субъекты, как АО «Акбулак», АО «Трансэнерго», ТОО «Энергосистема», АО «Актобе ТЭЦ».
Основная проблема предприятий-монополистов — изношенные производственные фонды. Ее решением являются инвестиции самих предприятий в реконструкцию и модернизацию объектов и сетей за счет утвержденных инвестиционных программ. Так, общий объем инвестиций за 2011 год составляет только по базовым субъектам 1,3 миллиарда тенге, в том числе: в сфере электро- и теплоэнергетики — 963 миллиона тенге; водоканализационных систем — 284,7 миллиона тенге. Как показала реализация первых инвестиционных программ, у предприятий снижается износ оборудования и механизмов, значительно уменьшаются потери воды, тепла, электрической энергии в сетях. Это в свою очередь позволяет монополистам планомерно повышать качество своих услуг.
В 2011 году пять монополистов обратились в департамент с заявками на повышение тарифа. По итогам их рассмотрения из 17 тарифов были отклонены по тем или иным причинам 9; утверждены с повышением — 5; отозваны субъектами — 3 тарифа. При этом необходимо отметить, что при рассмотрении каждой заявки департамент анализирует обоснованность затрат, включаемых в тариф. В 2011 году условно-экономический эффект от снижения проектируемых монополистом затрат в тарифе составил более 445,7 миллиона тенге.
Немаловажной является и работа департамента по снижению нормативных технических потерь. Потери в сетях напрямую зависят от состояния оборудования и самих сетей, особенностей их прокладки, протяженности и т.д. Данный показатель применяется при расчете и обосновании тарифов. В 2011 году рассмотрено 20 заявок на утверждение нормативных технических потерь. Экономический эффект от снижения нормативных технических потерь составил 50,8 миллиона тенге: в сфере теплоснабжения — 26 миллионов тенге, водоснабжения — 24,8 миллиона.
Все это влияет на величину утверждаемого для монополиста тарифа. При принятии каждого решения департамент основывается на достижении баланса интересов потребителей и монополистов, соблюдая равновесие между экономической и социальной составляющей.
Наше ведомство также осуществляет контроль за соблюдением монополистами законодательства о естественных монополиях и регулируемых рынках.
В 2011 году проведено 7 плановых и 14 внеплановых проверок предприятий. Подано в суд 17 исковых заявлений. В рамках контроля над соблюдением прав потребителей департаментом внесено 28 предписаний об устранении нарушений законодательства, принято 14 постановлений по делам об административных правонарушениях. Сумма по возмещению ущерба или убытков напрямую потребителям монополистов составила 4,6 миллиона тенге, в бюджет взыскано 3,8 миллиона.
Одним из важнейших направлений защиты интересов потребителей, не имеющих приборов учета, является перерасчёт платы за тепловую энергию в результате изменения температуры наружного воздуха. Общая сумма, подлежащая возврату населению Актюбинской области за потребленное тепло за отопительный сезон 2010-2011 годов, составила 5,6 миллиона тенге. Только по городу Актобе сумма возврата населению АО «Трансэнерго» составила 3,7 миллиона.
В 2011 году по результатам проведенного нами анализа исполнения тарифных смет монополистов за 2010 год введено 5 временных компенсирующих тарифов. Временный компенсирующий тариф на предприятии вводится в целях компенсации убытков, причиненных потребителям монополистами. В 2011 году сумма возврата потребителям Актюбинской области с учетом ставки рефинансирования составила 59,8 миллиона тенге.
Сегодня дифференцированные тарифы на электроэнергию в зависимости от объемов потребления и зон суток позволяют значительно экономить ее. В 2011 году сумма экономии средств потребителей составила 93,1 миллиона тенге, в том числе потребители, применяющие тарифы по зонам суток, сэкономили более 55,2 миллиона тенге, а те, кто применяет тарифы, дифференцированные по величине потребления, — порядка 37,9 миллиона тенге.
Для создания стимулов к энергосбережению мы продолжаем работу над контролем за установкой монополистами общедомовых и индивидуальных приборов учета. Эффективность приборов учета очевидна: в среднем экономия достигает порядка 30-40 процентов денежных средств. В 2011 году в области уровень оснащенности по приборам учета холодной воды составил около 87 процентов, горячей воды — 84,2 процента, по общедомовым приборам учета тепла — 13,5 процента.
На 2012 год ведомство определило следующие приоритетные задачи: дальнейшая дифференциация тарифов на электроэнергию и воду в зависимости от объемов потребления; экономия воды; оптимизация нормативных и ликвидация сверхнормативных потерь, норм расходов сырья и материалов; обеспечение стабильного уровня регулируемых тарифов путем повышения эффективности работы монополистов, своевременного исполнения ими инвестиционных обязательств и установление полной прозрачности процедуры рассмотрения и утверждения тарифов.
Булат ТАНАБЕРГЕНОВ,
директор департамента Агентства РК
по регулированию
естественных монополий по Актюбинской области