Статья Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» затронула вопросы, актульные для казахстанцев на данном отрезке исторического пути развития нашего общества. Мысли и направления, отмеченные в этом документе, точно отражают думы, чаяния народа. В своей статье Глава государства отмечает: «Мы дали старт двум важнейшим процессам обновления – политической реформе и модернизации экономики. Цель известна – войти в тридцатку развитых государств мира. Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения». Для достижения этого наше сознание должно опережать дела. Отмечая важность духовного развития, Президент сказал: «Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию — она выступит их сердцевиной».
Конечно, политические и экономические преобразования могут совершить только сильные духом, умные, образованные личности и деятели. Это общеизвестная аксиома. Третья модернизация Казахстана должна идти в ногу с духовным развитием. Принятие Стратегии «Казахстан-2030», реализация Плана нации «100 конкретных шагов», вхождение в ряды тридцати передовых стран мира требуют не только экономического, но и духовного возрождения. Мы, казахстанцы, являемся нацией, которая стремится в будущее, сплоченно выполняя задачи, поставленные Президентом страны.
В мире перемены происходят каждый день. Новость сегодняшнего дня завтра уже может устареть, приходят современные технологии, которые тут же внедряются в производство. Наша задача — принять и освоить эти новшества. В противном случае будем плестись позади истории и в нашей с вами жизни не будет прогресса. Для этого надо перестраивать сознание и мышление, измениться самим, научиться быстро принимать решения.
Условие модернизации нового мировоззрения – сохранение национального кода. Без сохранения национального кода и национальной культуры не может быть модернизации. Проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире», изложенный в статье, должен вобрать лучшие мировые образцы. Отечественная культура должна занять достойное место в мире своим особенным колоритом, отличительными особенностями, мотивом. Мир должен узнавать нас не только через природные богатства, но и через культурные достижения.
Молодой актюбинский певец Димаш Кудайбергенов активно пропагандирует своим искусством Казахстан, его культуру и язык, поднимая авторитет государства в мировом масштабе. А если таких феноменальных талантов будет больше, как бы мы продвинулись вперед в претворении в жизнь задач культурного возрождения! Это было бы прекрасно для Казахстана.
Миру известны имена деятелей культуры Казахстана Айман Мусаходжаевой, Марата Бисенгалиева, Жании Аубакировой. Считаю, что прежде всего посредством культуры необходимо прославлять страну, казахстанскую культуру, казахскую нацию. И уровень культуры должен быть современным, отвечающим требованиям времени.
Казахский народ бережно хранил традиции и обычаи предков, развивая и обогащая культурное наследие, передавая знания от поколения к поколению. В народе сохранилось множество традиций и обычаев. Они ярко показывают облик, быт, жизненный уклад и принципы народа. Наш народ всегда чтил такие качества, присущие представителям казахской нации, как гостеприимство, добродушие, уважение к старшим, добрососедство, смелость и мужество. Основным критерием воспитанности в народе считают этику. В быту можно увидеть, как живы до сих пор этические каноны по отношению к старшему, младшему, мужчине, женщине. Например, нельзя перейти дорогу старшему, заговорить раньше старших, надо вежливо обращаться к невестке, почитать свекровь и свекра, уместно использовать слова приветствия при встрече и добрые пожелания при расставании. Взаимоуважительные отношения, человечность, готовность прийти на помощь нуждающимся – это нормы поведения, которых казахи придерживались издавна. Учтивость и деликатность – внешнее проявление прекрасных душевных качеств каждого человека, его культуры поведения. Как мы знаем, утвержден Кодекс этики госслужащего РК, в котором отражены такие правила.
В народе говорят: «Держись подальше от плохих привычек, учись хорошим манерам». Но люди бывают разные, и привычки наши отличаются друг от друга. Если одни любят быть опрятными в одежде и помыслах, то другие могут вести себя не очень порядочно в общественных местах. Есть люди, которые любят сплетни и пересуды, любят писать жалобы, присваивать чужое. Эти качества очень вредны для общества.
Великий Абай в своих стихах высмеивал плохие привычки людей. А народ называл таких сплетниками, лгунами, ворами, кляузниками и т.д. В сознании народа все эти привычки делятся на хорошие и плохие. Пословицы и поговорки учат людей избавляться от плохих привычек и стремиться к хорошим.
«От благословения даже земля начинает плодородить», — говорят в народе. Бата произносят уважаемые и старшие по возрасту люди. Слова благословения имеют большой смысл и являются духовным наследием народа. Они имеют форму стихотворения, очень лаконичные и гармонично звучат, несут огромную эмоциональную и смысловую нагрузку. Бата – традиция народа, имеющая многовековую историю. В настоящее время не все старшие по возрасту могут давать бата. Давать и брать бата надо в соответствии с обычаями народа, совершенствуя и обогащая этот ритуал.
Особо дорогой традицией казахского народа является гостеприимство. Это показатель щедрости и благородства. Еще в народе говорили: «Господи, если не сделаешь меня бием (правителем), то сделай, чтобы в своем доме я мог принять бия». Это показывает, что для казаха очень важно с достоинством принять даже самого высокого гостя. Казах всегда уважал пришедших и не позволял кому-либо обижать их под своим шаныраком. А также делал все возможное, чтобы создать уют, поднять настроение и оказать содействие в делах. Эти качества казахов знают и ценят люди других национальностей. Такие традиции надо беречь и приумножать. Но, к сожалению, в городах иногда соседи не общаются друг с другом, не открывают двери, едва здороваются, не ходят друг к другу в гости. А ведь сосед – твой самый близкий человек, он находится ближе, чем родственник, поэтому надо его ценить и уважать, общаться с ним. Этому тоже нас учат мудрые предки. Хорошие традиции надо беречь.
У нас, казахов, много тоев и много ресторанов. Пусть будет много… Но, проводя торжества, люди стараются перещеголять друг друга. Иногда приглашают до 1 000 гостей, освещают небо фейерверками, приглашают дорогих артистов, бросают на это все свои сбережения, влезают в долги. А нужно ли это?! Я думаю, что это все расточительство, кичливость и высокомерие. Некоторые проводят даже две свадьбы: в ауле – для родственников, в городе – для молодежи, друзей, бизнесменов и начальства. Не лучше ли эти деньги потратить на нужды молодой семьи? В арабском языке есть слово «исраф», казахи говорят «ысырап» — «расточительство». Расточительство можно увидеть не только за праздничным дастарханом, но и на поминках. Хорошо, что можете себе позволить, но все же нельзя проявлять расточительство. В мире более миллиарда людей голодают. Поэтому, во-первых, надо во всем соблюдать меру, во-вторых, быть бережливыми, в-третьих, рачительным хозяином у себя дома и в стране.
Кому это надо: делать шикарную свадьбу в кредит, а потом всей семьей рассчитываться с долгами несколько лет?! Такая конкуренция ни к чему хорошему не ведет. Конкурентоспособность надо проявлять в соревновании, труде, профессии, знаниях. В статье Лидера нации говорится о прогрессивных видах конкуренции. В сознании народа зачастую складывается неправильное понятие о конкуренции, что ведет к зависти, враждебности. Надо стремиться к рациональному использованию народных богатств, осваивать передовые методы хозяйствования, новые знания и технологии, воспитывать общественно-полезные привычки, то есть прагматизм. М.Ж. Копейулы говорил, что «первейшей пользой образования является воспитанность и хорошие манеры». Абай писал: «Если бы у меня была власть, то в первую очередь изменил бы характер человека, а у человека, который твердит, что нельзя изменить дурной нрав, отрезал бы язык».
Прагматизм – знание своих национальных ценностей и личных качеств, умение постоянно пользоваться ими и планировать будущее соразмерно им. Не допускать расточительства и чванства — признак настоящей культуры человека.
В современном обществе уместны не пышные мероприятия, а воздержанность, скромность, бережливость, дальновидность и культура поведения. Поэтому мы должны вобрать в себя ценные мысли, изложенные в статье Президента РК и руководствоваться ими в жизни. Мы должны сохранить и модернизировать наш национальный код и культуру в соответствии с требованиями современного мира.