Современная цивилизация с ее мгновенной и обширной информацией отдаляет общество от духовности. Люди больше тянутся к материальному обогащению. А в нашем деле все наоборот. В первую очередь оно основано на поиске корней, истории ремесел.
Не все знают, что зергерство (я избегаю слова ювелир, поскольку оно ассоциируется с предпринимательством) в СССР было одним из исчезающих видов искусства. Оно преследовалось законом как источник нетрудовых доходов и рассматривалось как бизнес. Секреты искусства раньше передавались от отца к сыну. Если не было родственников, мастер набирал учеников со стороны и наблюдал, насколько они терпеливы и выносливы. Это был не столько эгоизм, сколько желание передать искусство в надежные руки. Сейчас у меня пять помощников. Кто из них станет мастером, покажет время. К сожалению, ни один мастер высокого уровня из прошлого не смог передать свои знания детям. Это факт. В результате приемы выполнения многих деталей и фрагментов, техника исполнения, древние технологии, инструменты были утрачены.
Себя отношу к среднему поколению. Старшее, как я сказал выше, не оставило учеников. Мы создали Союз ремесленников Казахстана, надеемся, начинание будет поддержано Министерством культуры и спорта.
Лично меня, как художника, мастера-прикладника, больше интересуют методы и способы изготовления ювелирных изделий нашими предками. К сожалению, никакой информации в этом направлении нет, приходится все собирать по крупицам. Как-то обратился один из жителей района, который сообщил, что у него остались какие-то инструменты от зергера. Они оказались уникальными. Последние 5-6 лет я коллекционирую старинные изделия наших мастеров. Зачастую покупаю их, а кто-то оставляет в дар. Они не должны лежать в забвении, а должны нести информацию о ремесле, корни которого уходят в глубокую древность. По ним изучаю секреты древних мастеров. Ведь по тому же знаменитому памятнику «Алтын адам», другим ювелирным изделиям, можно судить о высочайшей технологии эпохи. Сейчас, даже используя компьютер, ее сложно повторить. А ведь в древности не то что компьютера, не было ни газа, ни бензина, работали на древесном угле и в пещерах. В результате древние мастера-зергеры оставили нам уникальные памятники.
После обретения независимости в стране начался бум на национальные изделия. Немаловажную роль сыграла госпрограмма «Культурное наследие», а недавние программные статьи Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи» только укрепили вектор возвращения к истокам. Все эти программы стимулируют нас. Поддерживая народные ремесла, государство мотивирует граждан интересоваться корнями. В свою очередь руководство региона заинтересовано в развитии культуры. За примером далеко ходить не надо. В прошлом году в Актобе открыли множество учреждений культуры, в том числе и «Өнер орталығы». Но я вам скажу так: артиста на сцене невозможно представить без национальных инструментов, одежды и украшений. А все это делает мастер, о котором зачастую забывают. Прекрасно, что есть «Өнер орталығы», но хотелось бы, чтобы в каждом регионе был и «Қолөнер орталығы» (Центр прикладного искусства). Благо, что нам предоставили мастерскую на базе областного историко-краеведческого музея. Это уже неплохо.
Также отмечу, что художники не должны сидеть все время в мастерской, они должны выставляться. Участие в выставках дает возможность увидеть искусство других регионов и стран. К примеру, только в прошлом году состоялись региональные выставки в Атырау, Алматы и Астане. Во время «ЭКСПО-2017» в течение двух недель мы давали мастер-классы, в этом году участвовали в международной выставке в Бельгии. От Актюбинской области, кроме артистов филармонии, ездили Нурлан Жакыбаев, мастер-кожевник, и я — по металлу. В целом выставка для нас — это обмен информацией и опытом.
По образованию я художник, поэтому подхожу к процессу творчески. Каждый раз стараюсь создать новый элемент. Людям интересны те мои изделия, в которых используется традиционный западноказахстанский этностиль. А акцент программы «Рухани жаңғыру» сделан на том, чтобы исконное казахское искусство передавалось от поколения к поколению.
Болат АТРАУБАЕВ, мастер прикладного искусства