Бодрая, энергичная, мудрая. Полная желания трудиться, способная окружить заботой любое существо — от солдата до кошки. Валентина Титова, неизменный председатель областного комитета солдатских матерей, отмечает в этом году 80-летний юбилей.
Актюбинцы знают ее как разностороннюю личность. Для кого-то Валентина Ивановна учитель, который за руку вводил в мир новых знаний. Для кого-то — защитник от дедовщины, мама всех актюбинских солдат. Еще — я очень на это надеюсь — мы сможем узнать Валентину Титову как писателя, автора замечательных педагогических миниатюр.
Разговор с этой удивительной женщиной начался с обсуждения домашних любимцев, а потом перешел на школу, детей, солдат и другие темы… А теперь по порядку обо всем.
Учитель
Учительство началось, когда Валентина Титова была еще не Валентиной Ивановной, а девочкой, живущей в военной Москве. В длинном коридоре коммунальной квартиры Валя собирала вокруг себя малышей от 5 до 8 лет и учила их счету и грамоте. К концу «учебного года» все малыши умели читать, писать и считать. Такова была мирная сторона детства. Когда на город налетали фашистские самолеты, начиналась военная действительность. Валя вместе с другими подростками спешила на крышу дома — спасать жилье от разрушения.
— Фашистские самолеты даже гудели не так, как наши. Наши гудели равномерно, а не наши — резко, урывками. И когда мы слышали этот гул, то бежали на крышу. Самолет сбрасывал «зажигалки», которые падали и начинали вертеться вокруг себя. На крыше стояли ящики с песком или водой, лежали длинные щипцы. Надо было ухватить «зажигалку» щипцами и погасить ее в ящике, пока не вспыхнула, — вспоминает Валентина Ивановна.
Вместе с мамой и другими детьми девочка Валя навещала раненых в госпитале, помогала писать им письма домой, шила для бойцов сорочки и участвовала в самодеятельных концертах. Это было обычное для тех времен патриотичное детство советского ребенка.
А в мирное время, когда наступила пора молодости, Валентина Ивановна вместе с мужем приехала в Казахстан, на целину. И уже тут ее талант к преподаванию раскрылся окончательно, не зная границ и встречая всяческую поддержку со стороны как школы, так и семьи.
— Я помню, как мы делали с ребятами тематические уроки. У нас были «Страна Есения», «Маяковский и эпоха», «Полет в космос», «Сказки Пушкина» и другие. В них были задействованы все: и школьники, и учителя, и родители, и даже мой муж — он делал все, что двигалось, включалось и светилось, — с удовольствием вспоминает Валентина Ивановна.
Статьи педагога Титовой печатались в специализированных журналах, переводились на казахский язык. О ней писали и местные газеты, и союзные, на ее открытые уроки собиралось до шестидесяти коллег из городских и районных школ. Даже для нынешних школьников с их перегруженной программой удивительно то, что делали второклассники Валентины Ивановны: они решали уравнения, находили один или два неизвестных. При этом даже не все дети приходили в школу с достаточным знанием русского языка. Но все подтягивались и начинали с удовольствием учиться.
— Я всегда предпочитала брать деток из подготовительного класса и доводить их до выпускного. Так я могла лучше их узнать и раскрыть, — говорит Валентина Ивановна.
Если говорить современным языком, у Валентины Титовой была очень успешная карьера. Обучившая не одно поколение детей педагог уже пять лет перерабатывала по возрасту, когда вышел указ отправить «стариков» на отдых. Это было в 90-х. Но до сих пор Валентину Ивановну продолжают навещать ученики, которые уже сами стали бабушками и дедушками.
Солдаты тоже чьи-то дети
— Ну вот, вышла я на пенсию. Сижу дома, думаю, что делать. Сил-то много. И как раз — все те же девяностые, тяжелое время — поднялась тема дедовщины в армии, — так Валентина Ивановна начинает рассказывать о том, как создавался комитет солдатских матерей Актюбинской области.
Узнав о том ужасе, который представляла из себя воинская служба в 90-е, Валентина Ивановна поняла: вот чем ей надо заняться. Ведь солдаты тоже чьи-то дети.
— Всякие случаи бывали, — Валентина Ивановна листает журнал с записями. — Чаще всего родители просто преувеличивали опасность. Но были действительно тяжелые случаи. Вот, например, такой. Офицер взял солдатика в денщики и склонял к сожительству. Или вот — суицид, причем за три дня до приказа об увольнении в запас.
Тут я прерываю рассказ вопросом: как можно довести почти взрослого человека до такой степени отчаяния, чтобы он покончил с собой, даже не вытерпев трех дней?
— Понимаете, — говорит Титова, — расправа, как правило, происходила ночью. И в тех местах, где никто не придет на помощь. В туалете, например, могли избивать, ломать человека. Или ночью на собственной кровати набросить одеяло и начать душить. И даже ближайший друг не мог помочь, потому что знал — ему грозит то же самое. Страх и изоляция — вот чем давили на солдат.
Проблема дедовщины возникла от того, что ушли из армии офицеры старой закалки, про которых говорят «слуга царю, отец солдатам». «Работать с солдатами должны именно такие офицеры. А вместо ушедших набрали кого попало», — объясняет Титова.
Вплоть до двухтысячного года случаи дедовщины в армии шли косяком. Приходилось ездить по всем городам, где служили актюбинские ребята. Средства на это выделял областной военкомат.
— С родителей мы денег не брали. Невозможно было: приходит мать в слезах, а мы ей счет выставляем? Нет, не годится. Шли в военкомат, и там нас всегда поддерживали.
В 2005 году Президент страны Нурсултан Назарбаев присудил комитету солдатских матерей нашей области первое место среди НПО республики. Награда более чем заслуженная, и плоды работы более чем явны: в настоящее время случаев дедовщины намного меньше. И Валентина Ивановна свою энергию вновь направила на детей, будущих солдат. Теперь комитет встречается с родителями и рассказывает, как надо готовить детей к службе в армии.
— Мы не пугаем их дедовщиной, нет. Просто объясняем, что к моменту призыва мальчик должен быть самостоятельным, иметь свои обязанности в доме, уметь обслужить себя, уважать авторитет старших. Мужчина должен пройти армию, — уверена Титова. — Даже собственного внука я не стала «отмазывать», хотя, возможно, могла бы. Но кем бы я предстала в глазах своих товарищей по комитету, если бы так поступила?
Педагогическая поэма
Писательство в жизни Валентины Титовой произошло от учительства.
— Почти про каждого ученика я могла что-то рассказать особенное. Вот так работаешь, учишь детей и записываешь маленькие истории. Сколько у меня было учеников, столько и таких историй. Все они — реальные случаи. Вот недавно села и подумала — надо бы их все собрать, привести в порядок, и, пожалуй, получится книга. Вот послушайте, если интересно, — Валентина Ивановна надевает очки, берет в руки старую тоненькую тетрадку, исписанную крупным учительским почерком, и начинает читать рассказ о мальчике Мишутке.
…Неопытная практикантка спросила у школьника Миши, кем работает его отец. А у мальчика нет отца. Но как ребенок объяснит это? Он пытается рассказать то, что ему самому говорила мама: все дети в магазине были с папами, а он, Мишутка, без папы. Мама пожалела его и взяла к себе. Так они живут вдвоем с мамой. «Врешь ты все. Был у тебя отец. Просто бросил он вас!».
Чувства и мысли ребенка в рассказах переданы так ярко, словно автор не только стояла рядом, но и сама была каждым из этих детей. Строчки, написанные педагогом, дышат любовью к детям, пониманием их души, как рассказы Януша Корчака. Эти истории, если удастся их донести до широкого круга, принесут людям море пользы и удовольствия. Впрочем, лично у меня никаких сомнений нет в том, что рассказы будут собраны и изданы, что найдутся и спонсоры, и издатели, и благодарные читатели.
Шолпан ТУЛЕУЛОВА