Итоги проекта «Тайный покупатель» подвели на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам совершенствования качества оказания госуслуг и обслуживания населения.
В период с 22 мая по 31 августа члены специальной мониторинговой группы, куда вошли представители общественности, сделав 37 визитов в госорганы, выявили полсотни нарушений. Львиная доля касалась условий для людей с ограниченными возможностями. В 13 случаях они вовсе отсутствовали, в 6 — не соответствовали техническим требованиям, в том числе, как ни странно, в отделе архитектуры, градостроительства и строительства. В ЦОН № 1 и в специализированном отделе ЦОН № 3 не отреагировали на звонок при наличии пандуса со специальной кнопкой вызова. В межведомственном расчетном центре социальных выплат госкорпорации по Актюбинской области данную кнопку установили отдельно от пандуса. Как было отмечено, после рекомендаций рабочей группы нарушения устранены.
Установлены четыре факта отсутствия информационных стендов для услугополучателей. Из-за этого, к примеру, посетители оставались в неведении по стандартам и регламентам госуслуг, форме заявлений, либо информация не соответствовала требованиям законодательства о языках.
В уже упомянутых ЦОНах не хватало консультантов, а также терминалов для выдачи справок, из-за чего периодически возникали очереди. Посетители сталкиваются с некорректной консультацией и неэтичным поведением сотрудников госорганов. Это выражалось в параллельных разговорах по сотовому телефону во время консультации, перенаправлением в разные кабинеты, некомпетентности, предоставлении недостоверной информации о перечне документов и даже грубым ответом. Такие нарушения установлены в отделах архитектуры, градостроительства и строительства, земельных отношений, сельского хозяйства города Актобе, в управлении государственных доходов. В отделе сельского хозяйства на рабочем месте отсутствовал специалист, не дождались его и при повторном визите.
Члены рабочей группы в ходе своих рейдов обращали внимание и на чистоту в кабинетах, вид терминалов, наличие ящика для жалоб и предложений, стульев для услугополучателей в залах ожидания и коридорах госорганов.
— По итогам проекта в госорганы направили 33 рекомендации для устранения выявленных нарушений, провели десять семинаров, круглых столов, где напомнили о необходимости соблюдать трудовую дисциплину и законодательство. В целом хотелось бы отметить положительный эффект общественного контроля, повлиявшего на создание необходимых условий для качественного оказания государственных услуг, — отметил председатель общественного совета, член межведомственной рабочей группы по вопросам государственных услуг Куаныш Илюбаев.
С этим мнением согласна и председатель ассоциации неправительственных организаций области, член межведомственной рабочей группы Айгуль Дюсенова. На ее взгляд «тайный покупатель» был направлен на исключение административных барьеров и коррупционных рисков, улучшение качества оказываемых услуг. С учетом всего этого предполагается продолжить проект в новом формате под девизом «ЦОН – легкие государственные услуги».
Участники заседания высказались за популяризацию оказания госуслуг через портал электронного правительства и госкорпорацию «Правительство для граждан».
Анализ информации, предоставленной самими услугодателями, показал: местные исполнительные органы 66 видов услуг оказывают только в бумажном виде через канцелярию, так как другие способы отсутствуют. В территориальных подразделениях центральных госорганов — 20 видов, из них восемь в департаменте государственных доходов.
— В настоящий момент местные исполнительные органы предложили 31 вид госуслуг для оказания через госкорпорацию. Хотелось бы напомнить всем услугодателям, что внедрение электронного правительства и создание госкорпорации рассматривается не только как инструмент, обеспечивающий взаимоотношения между населением и госорганами, но и как эффективная мера противодействия коррупции, — подчеркнул председатель межведомственной рабочей группы, руководитель департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Кайыржан Токушев.
Сара ТАЛАН
Фото Аслана МУСЕНОВА