Тем, кто рядом: слова признательности от всего сердца
День благодарности – праздник, наполненный теплотой и признательностью. В этот день мы говорим спасибо тем, кто делает нашу жизнь лучше. За каждым успехом, за каждым благополучным днем стоят люди, преданные своей работе.
Их усилия часто остаются незаметными, но именно они создают уют, безопасность и стабильность.
В любую погоду на железной дороге можно увидеть людей в ярко оранжевых жилетах — это монтеры пути. Именно они выполняют основную работу по обслуживанию железнодорожного полотна, обеспечивая безопасность движения поездов.
Монтер пути — одна из ключевых профессий на железной дороге. Работа требует не только глубоких теоретических знаний, но и отличной физической подготовки, выносливости и силы. Как отмечает дорожный мастер Сергей Бобров, монтеры путей трудятся в любых условиях — будь то дождь, снег или зной. В их обязанности входит укладка нового железнодорожного полотна, устранение неисправностей, проведение профилактических работ и обеспечение безопасности.
Каждый день монтеры устраняют последствия механического воздействия на железнодорожное полотно: от износа рельсов до трещин, которые могут привести к авариям. В процессе эксплуатации пути под воздействием тяжелых составов и вибрации на рельсах могут образовываться трещины, также меняется ширина колеи, ослабевают крепления болтов. Монтеры должны оперативно устранять эти проблемы, иначе возможно сход поезда.
Кроме того, специалисты следят за состоянием полосы отвода, которая составляет 20 метров вдоль пути. Они косят высокую траву, спиливают деревья, убирают мусор, а зимой очищают пути от снега и наледи, чтобы машинист мог вовремя увидеть возможные препятствия.
На мартукском участке линейного пути Актюбинской дистанции пути путевой части № 4 работают пятнадцать монтеров, два бригадира и один дорожный мастер. Они обслуживают 21 километр пути в направлении Жанатан – Кумсай (станция Мартук и два раздельных пункта – 35 и 34 разъезды). Также на территории Мартукского района есть еще три линейных участка: жайсанский, каратогайский и сарыжарский. Все они тесно взаимодействуют с механиками светофоров, дежурными по станции, машинистами и вагонным хозяйством.
Рабочий день монтеров начинается с планерки, на которой дорожный мастер и бригадиры определяют объем предстоящих работ. Их трудовые будни связаны с постоянным риском, так как они часто находятся вблизи движущихся поездов. Каждый день они работают в зоне повышенной опасности. Важно быть внимательными и соблюдать все меры безопасности.
— Кроме физической силы, работа монтеров требует также высокой квалификации. Например, для подъема рельса требуется сила восьми человек и специальный кран. Масса одного 12-метрового рельса — 805 килограммов, а железобетонная шпала весит 250 килограммов. Замена рельсов проводится круглогодично, а шпалы меняются только летом, так как зимой балласт замерзает, — говорит Сергей Бобров.
Профессия монтера пути относится к числу опасных, и поэтому работники этого направления имеют право выходить на пенсию по достижении 55 лет. В организации гарантируют стабильность: предоставляют спецодежду, заработную плату, а также пенсионные отчисления и премии к праздникам. Кроме того, для сотрудников с большим стажем введены дополнительные выплаты: от 100 тысяч тенге за 10 лет работы до 300 тысяч за 30 лет.
Одним из старейших работников является Сагин Шингисов, который работает на железной дороге с 1990 года. Через два месяца мужчина выходит на заслуженный отдых с одной записью в трудовой книжке. По его словам, с опытом приходит уверенность в каждом шаге, ведь ежедневно приходится контролировать состояние рельсов, болтов и креплений.
— Наша работа ответственная. Ежегодно мы обязательно проходим медкомиссию, аттестацию, сдаем экзамены по охране труда и промышленной безопасности, а также дежурим и участвуем во внеплановых специальных занятиях. К паводку готовимся заранее. Для минимизации его последствий прокопали канавы, расчистили мосты. Прошлогодней весной во время половодья вода собралась у железной дороги, но через пути не полилась. Мы круглосуточно несли дежурство, — поделился воспоминаниями Сагин Нигметович.
Работа монтеров пути — это тяжелый, но необходимый труд, требующий не только физической силы, но и высокого профессионализма. Эти специалисты обеспечивают безопасность тысяч пассажиров, ежедневно рискуя своей жизнью.
Елена ОНИСЬКОВА
Фото автора