Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Спектакль – результат коллективный

Театральный форум «Ахтанов аланы» завершился. В зоне отдыха «СAMPIT» шесть профессионалов высочайшего уровня обучали казахстанских служителей Мельпомены тому, чем владеют сами.

Штучные единицы

Какое представление у обывателя о театре? Купил билет, посмотрел действо и подумал, понравилось или нет. Другой вариант: спектакль ставит режиссер, актеры выполняют его требования, а мы рассуждаем, насколько наше восприятие замысла драматурга совпало с тем, что было представлено на сцене. Все участники площадки «Ахтанов аланы» в один голос трубят, что спектакль – результат коллективный. Добавим, что коллектив, создающий спектакль, состоит из единиц, большинство которых на сцене не появляется, при этом являясь товаром штучным. Трудно сказать, что они бойцы невидимого фронта, ведь первое, что появляется на сцене, – это свет и декорации.
– Да, художник по свету – явление штучное, на всем пространстве СНГ их готовят только в Москве и Санкт-Петербурге, – уточнил художник-технолог по сценическому свету, руководитель осветительской службы ТЮЗа имени Сац (Алматы) Арсений Макаров. – Дело в том, что в нашей работе важно не только научиться нажимать нужные кнопки, а синтезировать в себе техническую подготовку и подготовку литературную, эстетическую, то есть иметь художественный вкус.
На «Ахтанов аланы» мы с коллегами нарабатывали навыки владения современным оборудованием. Признаюсь, марок много, но образцовыми я назову CLAY PAKY и ROBE. Уважающий себя театр должен иметь световое оборудование от производителей такого уровня.
Рассказывая о своем труде, Арсений делится, что, как правило, художник по свету входит в команду и с приглашенным режиссером ездит на его постановки:
– Это подчеркивает глубину профессии. У нас, выражаясь условно, два источника питания – режиссер-постановщик и сценограф, в командах которых мы состоим.
Вопреки юности, в копилке этого мастера уже более 60 спектаклей, поставленных в РФ, РК, дальнем зарубежье, в том числе два балета в Дохе (Катар). Сейчас ведутся переговоры с театром имени Ахтанова об участии в постановке в 2024 году.
Со сценографом из Уфы Лилией Хисматуллиной ахтановцы ведут переговоры об участии в этой же постановке. Выпускница факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ (Москва) магистерскую программу «Проектирование спектакля» освоила в Санкт-Петербургской академии театрального искусства.
– Главное в работе сценографа – в тандеме с режиссером придумать мир и через сгенерированную пространственную идею воплотить его в коробке сцены. Инструмент художника-постановщика двуедин – мозг и руки, насмотренность и чувство вкуса, ведь художник в театре создает визуальную картинку. Сейчас на мастер-классе участники из Актобе, Уральска и Атырау. Все они – выпускники КазНАИ имени Жургенова, дипломированные сценографы и талантливые художники.
На закрытие форума Лилия и Арсений подготовили итоговое задание для своих слушателей – коллаборацию сценографов и художников по свету. При подготовке технического задания к выпуску спектакля группа продемонстрировала явный выход за рамки привычного сценического пространства.
Еще более редкое явление закулисья – гример.
– В Казахстане их готовят в Жургеновке, КазНУИ и Шымкентском колледже искусств и дизайна имени Кастеева, в год выпускают не больше пяти единиц. В КазНАИ вообще набор делают раз в четыре года, – рассказывает выпускница КазНУИ, а сегодня его преподаватель и гример театра имени А. Мамбетова (Астана) Аягуль Шылгымбаева. – В силу высокой востребованности большинство моих коллег начинают работать в процессе обучения.
Для слушателей «Ахтанов аланы» я подготовила несколько направлений и на первом занятии поняла, по какой системе давать знания. Опыт у них есть, я только добавила знаний и все систематизировала.
Специально для читателей «АВ» Аягуль уточнила, что театральный грим бывает двух видов:
– Живописный, когда мы пользуемся красками, рисуя на лице, и пластический. При втором используем налепки из силикона и латекса. Есть еще постиж, это когда в гриме используют волосы (парики, усы, бороды). Основная задача гримера – помочь актеру перевоплотиться, вынести образ наружу, что лишний раз подтверждает, что театр – единый организм, синтез, и цель у всех одна. Хороший грим тот, который не видно, а что касаемо моих коллег, то в гримеры идут только привязанные к театру сердцем.
Корифеем казахстанского гримерного искусства является Виктор Щербаков, с 13 лет осваивавший профессию в театре имени Ауэзова у репрессированного гримера МХАТа и «Мосфильма» Сергея Гуськова, долгие годы жившего в Алма-Ате.

Еще один важный помощник

Анна Цой – главный балетмейстер Государственного республиканского академического корейского театра музыкальной комедии (Алматы) и преподаватель хореографии в альма-матер – КазНАИ имени Жургенова.
– Сейчас хореограф в театре – movement director (режиссер по пластике), в Европе нас называют создателями движений, – говорит о своей профессии Анна. – В современном драматическом искусстве сильна роль визуализации образов, режиссеры активно используют любые средства выражения. И пластика сюда относится. Задача хореографа, балетмейстера – найти те пластические символы, образы, которые будут раскрывать смысловую нагрузку сети визуальных знаков спектакля. Самое сложное в этом – поиск пластического языка для актера, ведь типы у нас разные, степень пластичности тоже. Тела, воспитанные в разных традициях, являются носителями культурных паттернов, требующих развития и обогащения, новых способов поиска креативности. В работе с актером необходимо помнить о замысле режиссера: он поставил задачу, а я ищу пути ее реализации. Нужно знать драматический материал и актера, чтобы помочь ему создать образ. Поэтому между режиссером по пластике и самим актером нет четкой границы, я занимаюсь этим поиском. Мы с режиссером смотрим в одну сторону, создаем общего ребенка, которого вводим в мир. Слов порой не нужно, но актер словом так усиливает старания команды, что понимаешь: на нем вся ответственность. Впрочем, актер может как убить спектакль, так и донести до сердца зрителя замысел автора.

Зона проявления

Именно так называет актера мастер по сценическому мастерству Гульназ Балпеисова. И чаще использует термин не «актер», а «артист»:
– Так тоже верно. Будучи режиссером, я выбрала на «Ахтанов аланы» актерское мастерство, потому что артист господствует в любой постановке. Режиссер без него – ничто, тем более что спектакль – действо коллективное.
Все, что происходило на творческих площадках в лагере «СAMPIT», формально выглядело так: до обеда – теория, после обеда – практика. Все остальное передать на пальцах проще, чем словами, а прикоснуться на деле можно, посетив спектакли, ведь какой бы незаметной ни была работа педагогов, результатом всегда будет уровень подачи персонажа на сцене. Да, большинство слушателей всех курсов представляли театр имени Тахауи Ахтанова, и у местного зрителя есть стопроцентная возможность убедиться в рентабельности завершившейся вчера творческой площадки.
На площадке «режиссура» со слушателями работал один из весьма востребованных молодых мастеров – Алибек Омирбекулы, ученик Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича.
– Будучи учеником Крымова, как и он, сам делаю сценографию постановок, – рассказывает Алибек. – Я – гражданин РК, свободный художник, родился в Алматы, живу в Москве. Окончил колледж имени Акана Серы, КазНАИ имени Жургенова, ГИТИС. Работал в немецком театре в Алматы, ставил спектакли в театре имени Куанышбаева (Астана), имени Ауэзова (Алматы), Шымкенте, в Туркестане поставил триптих «Гамлет-Карагоз-Фауст». Сейчас ставлю в Астане оперу «Қыз Жібек», потом будут Петропавловск, Татарстан, Грузия, Англия – график расписан до начала 2026 года. Актобе? Конечно, соглашусь, но рассмотреть приглашение смогу не раньше конца 2025 года. Сюда приехал, потому что понравилась идея: это лаборатория, где театр изучается со всех сторон. Все, кто приехал, народ молодой, инициативный, ищущий, и важно, чтобы площадка работала каждый год.
Режиссура – штука сложная, индивидуальная. Какого-то жесткого принципа у меня нет – они убивают. Я верю в идею, мысль, потому что театр всегда про здесь, про сейчас. Если рассматриваю прошлое, то только в контексте его влияния на настоящее. Идея должна работать для чего-то, а искусство существует для постижения человека. Спектакль – не результат, а одно большое баловство. Современный казахстанский театр мне хочется избавить от музея – батыров, ханов – и все деньги направить на развитие. Например, на подобные мастер-классы. Необходима смена системы, ведь сегодняшняя театральная система существует с 1930 года!
Какая у меня градация позиций? Важно все, но во главе – идея и артист. В театре нет второстепенного, но использование приемов должно быть уместным. Для меня театр не храм, но начинается с вешалки. В храм идут по своей воле, а в театр – работать. Я не имею цели стать известным, но хочу, чтобы с казахстанским театром считались.
Общаясь со слушателями, Гульназ, как и Алибек, заметила, что в искусстве нет запрещенных приемов, но все должно быть уместным:
– И это вопрос школы, которой я хочу вас научить: у меня есть боль, с которой выхожу на сцену. Если боль рифмуется с ролью, роль легко препарировать. Если боль полюбить, она выступит триггером в нужной ситуации.


Прямая речь

Люблю свои творения, как мама – детей

Уроженка Шынгырлау (ЗКО) и выпускница Актюбинской СШ № 25 Гульназ Балпеисова с благодарностью вспоминает педагогов Актюбинского Дворца школьников Надежду Садильникову и Галину Венгер:
– Бесконечно признательна им за то, что они мне дали. Мечтала стать художником, поэтому поступила в академию Штиглица в Санкт-Петербурге. Правда, проучилась там недолго и поступила в ГИТИС на факультет актерского мастерства. На втором курсе поняла, что хочу быть режиссером, и попала на курс Леонида Хейфеца. Потом был СПбГТИ, в 2016-м окончила Щукинское, курс Римаса Туминаса. Уже на втором курсе Римас Владимирович пригласил меня в театр имени Вахтангова ассистентом (это когда сидишь и наблюдаешь за процессом), и я ассистировала 11 лет. В том числе Сильвиу Пуркарете, когда он ставил «Мнимого больного». Ставить спектакли в Вахтанговском начала в 2016-м, по сегодня поставила 13. Любимый автор – Томас Манн, свои спектакли люблю все, как мама – детей. Тяготею к честному театру: когда ты честен со зрителем, собой, автором, даже провалом. Острые углы нужно не обходить, а участвовать в них, идти за пределы страха.
Помимо Римаса Туминаса, мои учителя – Юрий Бутусов, Юрий Погребничко, Иван Поповски, это четыре моих столпа. Живу в Москве, остаюсь гражданкой Казахстана. Считаю себя космополитом, но аул из меня вытащить невозможно – это помогает в коммуникации: уважение к иерархии позволяет быть в Вахтанговском. Спектакли ставлю в театре Камбуровой, в «Современнике», в Куанышбаевском (Астана), театре имени Сейфуллина (Караганда). На фестивалях мои спектакли получают приз зрительских симпатий, побеждают в номинациях за лучшую женскую или мужскую роль и тому подобное. Думаю, потому, что у меня господствует артист, а цель – диалог со зрителем.


Лица форума

Выпускница КазНАИ имени Т. Жургенова, актриса театра имени Х. Букеевой (Уральск) Гулим Изимгалиева:
– Ученица Ерлана Карибаева, я прошла десятки мастер-классов – у Елены Кузиной, Альфии Пахратдин, Казбека Джелиева. Мастер-класс Гульназ схож со многими европейскими школами, но здесь больше проникновения во внутренний мир актера. В европейской школе доминирует физика, а здесь – психика, эмоции. Цель у школ одна, а механизмы воздействия разные.
Слушателем этого же мастер-класса был актер из частного шымкентского театра «17» Бексанат Кенжебеков. И хотя его труппа приглашает известных режиссеров, молодой человек ехал в Актобе без тени сомнения:
– У нас ставили спектакли Ержан Кауланов, Шагуан Умбеткалиев, Фархадбек Канафин. Каждое сотрудничество – уже школа. Я не задумывался, что попаду к Гульназ, но получил серьезную наполненность.
А вот актеры Актауского театра кукол Бахтияр Курбанов и Айдар Жумагазы к режиссеру Балпеисовой записались осознанно: ее творчество парням нравится, и развиваться они хотят именно в задаваемом Гульназ направлении.
Режиссер-хореограф театра имени Ахтанова Ляззат Мухамедалина записалась на мастер-класс Анны Цой согласно своей специализации и очень благодарна профи за полученное. В беседе Ляззат призналась, что хотела послушать всех мастеров:
– Но с акцентом на режиссуру – эта сфера с недавней поры стала меня интересовать. В нашем театре работаю десятый год, активно участвую в постановках и поначалу имела цель посетить мастер-класс по режиссуре – хотелось выйти за рамки узкой специализации. Получилось посетить занятие по актерскому мастерству, и скажу, что Гульназ – это мощно!
– Мы многое получили у Аягуль, – делится впечатлениями гример театра имени Ахтанова Светлана Ещенко. – Разбирали плюсы-минусы отдельных материалов, обсуждали особенности создания образов и так далее. Признаюсь, ни один тренинг, что я посещала, не проходит впустую, но за нынешний отдельное спасибо нашему руководству.
Абай Даулетулы из Восточно-Казахстанского драматического молодежного театра за три года работы в качестве режиссера поставил пять спектаклей, стаж актерской работы – восемь лет.
– Я рад знакомству с Алибеком Омирбекулы, слава которого бежит впереди него, и спасибо актюбинцам за возможность общения с коллегами. У Алибека свой подход к постановочному процессу, я получил интересную теорию на стыке с практикой. Да, у мастера мощная теоретическая база, он – новатор, особенно на фоне казахстанского театра, и нас учил пользоваться тем, что давал.

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото Ерика БОРАШОВА

Колонка "Взгляд"