Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Спекулятивная теология

Так называет ситуацию с распространением нетрадиционной религии среди молодежи руководитель КГУ «Информационно-аналитический центр «Ансар» Толеген Талдыбаев. Приверженцев таких взглядов он причисляет к жертвам большого проекта.

 

 

Подпольные центры
В созданный год назад центр при областном управлении по делам религии начали приходить подростки. Приводят их родители, школьников и студентов — классные руководители и кураторы. По словам специалистов, сценарии конфликтов у всех почти одинаковые — начал читать намаз, с нами не садится за один стол, все время висит на телефоне и так далее.  
— Если ребенок является приверженцем ханафитского мазхаба — это не проблема. Такие дети никак не против своих родителей. Наоборот, становятся послушными, что и пропагандирует наша религия. А если попадает в нетрадиционное направление — тут уже трудно, — начинает беседу религиовед.
По его словам, ситуация в религиозном плане в регионе на сегодня стабильная, но это не указывает на то, что проблема решена. Так как до сих пор актуальным остается выезд за рубеж молодых людей под предлогом обучения, там они оказываются под влиянием нетрадиционных религиозных организаций.
Как пояснил Толеген Талдыбаев, самым авторитетным вузом для мусульман является кулья (университет) аль-Азхар в Египте, куда наши ребята стремятся поступить. В кулье, где можно получить знания по всем четырем мазхабам, учатся 4 года на одном факультете. Но прежде чем попасть туда, надо приобрести базовые знания, в том числе и знание арабского языка. Обучение на таких курсах в среднем займет три года, и в арабских странах есть множество мини-центров (марказы) по обучению арабскому языку.
— Среди них немало подпольных центров, где учат нетрадиционным течениям, — подчеркивает собеседник.
Руководитель центра «Ансар» уверен, что все эти знания запросто можно получить у нас в Казахстане. Для этого в стране работают 9 медресе, 1 университет и один институт по теологическому обучению.
— Но почему-то все хотят выехать за рубеж, — сетует Толеген Талдыбаев.
По его мнению, не последнюю роль в этом играют граждане Казахстана, которые побывали в арабских странах или находились там, оказались под влиянием нетрадиционных религий. Они не устают твердить, что в Казахстане не учат правильно, и именно здесь, в той или иной арабской стране, находятся все авторитетные ученые-шейхи, которых нет в РК. 
В то же время Толеген Талдыбаев отмечает, что хотя тамошний вуз является платным, но есть много возможностей проучиться и без оплаты. Состоятельные люди берут под опеку студентов и финансируют часть затрат, оплачивают стипендии или проживание в общежитии. Помимо этого, ряд стран выделяет гранты. 
— Официально в университете аль-Азхар нет студентов из Актюбинской области, — заявил собеседник. — Скажу только, что по линии Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) разрешается получить образование в двух государствах — в том же аль-Азхаре в Египте и в центре подготовки муфтиев «Хасеке» в Турции. В другие вузы для официального получения теологического образования ДУМК направления не выдает. В «Хасеке» учатся несколько уроженцев Актобе, которые поехали углубить свои знания по окончании медресе и университета «Н±р-М‰бєрак». Кстати, наш вуз является равноценным филиалом университета аль-Азхар в Казахстане. Здесь же можно поступить в магистратуру или аспирантуру аль-Азхара.
— Проблема заключается в том, что некоторые граждане, посетив разные марказы и наслушавшись там советов, возвращаются на родину с нетрадиционными взглядами, — говорит Толеген Талдыбаев. — Вдобавок собирают вокруг себя людей, продвигая свои идеи и превознося себя чуть ли не пророками. Отмечу, в Казахстане незаконная миссионерская деятельность запрещена.
Как поведал руководитель центра, преследуя свои цели, такие люди арендуют помещения и начинают обучать арабскому языку, дополнительно проталкивая свои идеи без каких-либо на это разрешений.
— Если у этих людей глубокие познания в религии и богатый потенциал, почему ДУМК не использует их в качестве имамов или устазов в медресе? — задался вопросом религиовед, и сам же отвечает на него. — Их минус в том, что они являются приверженцами нетрадиционных взглядов. Эти граждане отрицают такие понятия, как национальные ценности, традиции, менталитет. Поэтому духовенство не определяет их имамами. При беседе они не могут ответить на простейшие вопросы: за полтора года пребывания на учебе они не могут различить простейшие догмы мусульманства и даже не знают грамматику арабского языка. 

Есть еще альтернатива
Кроме обучения в арабских странах, можно по линии ИАЦ «Ансар» учиться дистанционно в Российском исламском университете в Казани. По словам руководителя центра, до заключения договора с вузом актюбинские теологи съездили туда, тщательно изучили там библиотеку и программу обучения.
— Там те же книги, по которым учились наши предки, — говорит Толеген Талдыбаев. — Все соответствует нашему традиционному ханафит-скому мазхабу. Поэтому мы начали с ними сотрудничать. Можно учиться по скайпу, находясь дома. Сейчас 25 человек учатся по гранту, еще четыре актюбинца — на платной основе. 
Кстати, при необходимости в «Ансаре» на прямую связь могут выйти авторитетные ученые из аль-Азхар, также можно увидеть и послушать шейхов из Сирии или Медины. 
— Дополнительные знания можем дать и мы. Так как ключ к знаниям лежит через арабский язык, то мы можем обучить их этому языку или же проконсультировать, — добавил руководитель ИАЦ «Ансар»

Как их различить
У приверженцев нетрадиционных взглядов в первую очередь нарушается психика, предупреждает простых обывателей специалист.
— Это могут обнаружить и окружающие их люди, — поясняет Толеген Талдыбаев. — Они проявляют несогласие и нетерпимость с близкими, вспыльчивы. Помимо того, они начинают доказывать свою правоту по любым вопросам и ситуациям, очерняя и обвиняя других. Хотя в практике все это можно объяснить доступным языком, даже если с тобой кто-то не согласен. Мало того, приверженцы нетрадиционной религии начинают пугать людей немилостью Аллаха в потустороннем мире. «Если так будешь ходить, попадешь в ад, там тебя ждет такое наказание…».
— Если человеку постоянно твердить о каре Аллаха, то он превратится в зомби, — продолжает религиовед. — Из страха он примет ислам и все свои действия будет совершать под страхом, то есть он не в состоянии будет самостоятельно принимать решение. Все это обнаруживается во время беседы, и невооруженным глазом виден уровень его знаний.
Еще одним признаком того, что перед тобой носитель нетрадиционной религии является то, что у него меняется отношение к родным: он начинает конфликтовать даже с самыми  близкими. К примеру, не садится за общий дастархан, не пойдет на похороны или торжества. Он настолько начнет игнорировать окружающих, что будет считать их за нелюдей и ставить себя выше их. Сводит на нет веками сложившиеся ценности – историю, традиции. Не признает даже свой родной язык, ставя выше арабский.
— Но в Коране нет ни одной Суры о том, что не знающие арабского языка не попадут в рай, — рассказывает Толеген Талдыбаев. — В то же время не можем сказать, что все они такие. Есть, конечно, среди них и те, которые горды, что являются казахами.  
— Основная проблема состоит в том, что это не случайное явление, — заявляет руководитель ИАЦ «Ансар». — Надо учесть, приверженцы таких взглядов — это не враги наши. Они являются жертвами большого проекта, который был заранее тщательно подготовлен. Мы его называем спекулятивной теологией.
По его словам, основная задача данного «проекта» — отрицание народом своих национальных ценностей, сознания, менталитета. По их утверждению, наши предки якобы неправильно держали ислам.
— Древние традиции казахов никак не противоречат шариату, — поясняет собеседник. — Но «проектировщики» видят в них актуальную проблему. Якобы, придерживаясь обычаев и традиций, мы не можем быть мусульманами. Те же беташар или салем ету для них являются ширк (грех, которого Аллах никогда не простит), и ты попадешь в ад. Да, в шариате не написано о беташар, но это не значит, что это противоречие. Беташар никак не мешает намазу и никак не отрицает Аллаха. Это нормальная традиция народа.
Еще один аспект «проекта» — отрицание народом своего государства. Для подтверждения «идеологи» приводят Суру из Корана: «Кто не правит законом Аллаха, тот правит законом дьявола». По их убеждениям, при светском государстве законы издают люди, и те, кто служит ему, — слуги шайтана. Пропитанный такими взглядами молодой человек отказывается работать на госслужбе,  да и в целом везде, если это имеет отношение к государству. А при первой же возможности он готов выехать в те страны, где правит шариат.
Но как пояснил специалист, в мире нет ни одного исламского государства.
— Если ислам, значит, конституцией у них должен быть Коран. Известные в мире исламские государства на деле являются светскими, так как основной закон написан на основе Корана, но не подразумевает весь Коран, — отметил Толеген Талдыбаев. 
— Все эти вышеназванные факторы приводят к разрушению семьи. Если отец не читает намаз, то, по убеждению приверженцев нетрадиционной религии, он не имеет право дать благословение на создание семьи. И без ведома родителей девушки выходят замуж. При беседе они так и говорят, что не послушались мать или отца, потому что те не молятся. Поэтому они вольны выбрать в качестве родителей мусульман, которые читают намаз. 
В целом таких индивидов никак не связывает родная земля. Некоторые так и отвечают, что родиной для них является то место, где ему «тепло», — заключает руководитель ИАЦ «Ансар» Толеген Талдыбаев.  

Колонка "Взгляд"