Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Становление первенца металлургии

АЗФ — 75 лет.

Разбуженная степь.

Первые отрывочные сведения о наличии хромитов в южной части Тургайского прогиба были известны в дореволюционные годы, но им не придали должного значения, сообщения о ценных ископаемых затерялись в архивах Оренбургского горного округа. В начале минувшего века добыча хромитов в России велась только на Урале и была крайне незначительной.
Быстро растущая советская индустрия потребовала резкого увеличения их добычи. В тридцатые годы возникла необходимость обеспечить резкое увеличение твердых сплавов, нержавеющих, кислото— и жароупорных, а также ферросплавов. Геологоразведочные партии и экспедиции работали в различных областях Советского Союза. В Тургайских степях их труд увенчался крупным успехом. Здесь были открыты и изучены несколько месторождений высокосортных хромитов. Залежи оказались исключительно мощными и сразу выдвинули страну по запасам хромитов на первое место в мире.
Позже в Кимперсайском массиве были обнаружены многочисленные месторождения никеле-кобальтовых руд. Хром и никель оказались в Казахстане в избытке. В июне 1938 года на месторождении «Гигант» были добыты первые тонны руды. Вначале ее добывали вручную, из карьеров вывозили на верблюдах и лошадях, но так продолжалось недолго. На карьер постепенно начали поступать механизмы.
Урочище близ месторождения именовалось Молалысай, что в переводе с казахского означает «овраг с могилой». Кругом выгоревшая под солнцем степь да солончаки. Но пришли строители, и урочище, где человеку не на чем было остановить свой взор, получило новое название: Хромтау — хромитовая гора. Было принято решение о строительстве ферросплавных заводов, один из них — поблизости от сырьевой базы. Осенью 1939 года в Актюбинск приехала правительственная комиссия для выбора площадки под строительство завода. Технический совет Наркомата черной металлургии СССР 17 ноября 1939 года утвердил проектное задание на строительство Актюбинского завода ферросплавов и ТЭЦ. И в начале 1940 года в степи началось строительство. Сегодня ни для кого не секрет — основную часть рабочей силы составляли заключенные, отправленные по распоряжению НКВД отбывать свой срок в холодной степи Актюбинщины.
Вскоре общими усилиями были подняты стены строительного комбината, которому предстояло возвести завод. Пятого мая 1940 года прораб Евгений Карпов, геодезист Александра Кулакова, каменщик Андрей Тюрин и рабочий Андрей Кучерук прибыли на место будущей стройки. Они остановились на берегу высыхающей летом речушки Жинишке. Здесь, в нескольких километрах от Актюбинска, они начали геодезическую съемку и разбивку строительной площадки.
— Первое, что бросилось в глаза, — вспоминала Александра Кулакова, — это изрытая сусликами степь. Сначала выбрали участок для временных рабочих бараков, а потом приступили к разбивке территории самого завода.
В распоряжение стройки был передан небольшой Актюбинский кирпичный завод.
Работы велись круглосуточно. В начале июня в нетронутой степи застучали топоры, завизжали пилы. Вскоре поднялись два первых деревянных каркасных дома для строительной конторы. К этому времени из «Гипростали» начали поступать первые рабочие чертежи на строительство временных сооружений и зданий основных и вспомогательных цехов завода.
Одновременно с сооружением лесопилки, бетонного завода, складов началось строительство заводских корпусов. К объектам бетон подвозился в вагонетках на конной тяге. Металлические и железобетонные колонны каркасов цехов устанавливались при помощи изготовленных на месте кабель-кранов.
Одновременно с закладкой фундаментов заводских корпусов в двух километрах от площадки будущего завода развернулось строительство нового городка. В тот год зима выдалась на редкость суровой, холодной. Автомашины частенько застревали в снегу на полпути к стройке. Многие строители из-за непогоды неделями не ездили домой.
В январе 1941 года группа геодезистов под руководством Александры Кулаковой приступила к разбивке участков под первый и второй плавильные цехи. Жестокие морозы не останавливали строителей. Остро не хватало квалифицированных кадров. В начале мая 1941 года было принято специальное решение правительства по строительству Актюбинского завода ферросплавов и укреплению его материально-технической базы.
20 и 21 июня 1941 года проходил партийно-хозяйственный актив, на котором строители обсуждали вопрос о рациональном использовании внутренних резервов, чтобы досрочно сдать в эксплуатацию промышленный гигант. На следующий день радио сообщило о вероломном нападении гитлеровской Германии на СССР.

Одно дыхание с фронтом

Война с первых же дней наложила глубокий отпечаток на весь ход строительства завода. В Красную Армию было мобилизовано 176 автомашин и почти весь водительский состав. Все основные участки стройки были переведены на двухсменную работу. Стройка, находившаяся в глубоком тылу, остро ощутила нарушенный войной ритм хозяйственной жизни страны. Фундаменты основных объектов были уже готовы, но дальнейшие работы прекратились. Сроки строительства задержались на полгода.
Была и другая серьезная проблема. Первоначально ТЭЦ должна была работать на бурых углях Берчогурского месторождения. На строительную площадку доставили турбину, демонтированную на ТЭЦ Харьковского тракторного завода, турбину и два котла Киевской ГРЭС, один котел Ленинградской электростанции. Котлы, приспособленные к топке донецким углем, пришлось перестраивать на использование карагандинского угля.
Коллектив стройки жил одним дыханием с фронтом. Горячо откликнулись рабочие на призыв колхозников сельхозартели «Красные горные орлы», обратившихся ко всем трудящимся республики с призывом создать народный фонд обороны. Ежемесячно отчисляя однодневный заработок, рабочие и служащие «построили» танк «Ферросплавщик», сдав в фонд обороны 830 тысяч рублей.
Требовалось в самые сжатые сроки пустить завод и дать фронту ферросплавы, поэтому строительно-монтажные работы, материально-технические ресурсы, рабочую силу, механизмы, оборудование сконцентрировали на пусковых объектах. Строители решили вместо двух электропечей сдать досрочно три печи и некоторые объекты второй очереди завода.
Проектировщики эвакуированного из Харькова в Актюбинск института «Гипросталь» внесли немало важных предложений по замене отсутствующих на площадке дефицитных материалов, ускорению строительства, экономии государственных средств. Переделывались проекты, исходя из местных условий. Были возрождены ленинские субботники, для актюбинцев в основном это были воскресники. Тысячи трудящихся города выходили на строительство завода, превратившегося в народную стройку. С каждым днем на строительной площадке все более отчетливо вырисовывались контуры первого плавильного цеха, поднимались ввысь новые металлоконструкции.
Монтажники «Стальконструкции» досрочно завершили монтаж металлических конструкций первой очереди плавильного цеха № 1. Завершив монтаж карнизов, бригада верхолазов Ф. Павлютенко переключилась на монтаж первой электропечи. Здесь возникло немало проблем. Не было опыта монтажа ферросплавных печей у прорабов, мастеров, все делалось «на ощупь». Шесть бронзовых башмаков, весом по 25 килограммов каждый, должен был изготовить Кузнецкий завод. Но выполнение заказа затянулось. На помощь пришла творческая мысль. Инженер-литейщик И. Крымская изготовила башмаки тут же, на площадке, без специального оборудования.
Комсомольцы управления взяли шефство над монтажом первой электропечи. Именно они предложили назвать ее «Комсомолкой», а когда получили согласие, приварили к кожуху печи белые буквы слова «Комсомолка». Так зовется эта печь и сейчас.
Ни днем, ни ночью не умолкал гул большой стройки. В степи поднимались огромные цехи завода. На строительной площадке рука об руку работала молодежь с берегов Днепра, Волги, Урала.
24 июля 1942 года был издан приказ Наркома черной металлургии СССР И. Тевосяна о создании дирекции Актюбинского завода ферросплавов, первым его директором назначили В. Нахабина. Он активно занялся подбором кадров для первой очереди завода и ТЭЦ. Организовал трехмесячные курсы по подготовке рабочих разных специальностей — плавильщиков, горновых, крановых машинистов, кочегаров. Начали работать и курсы машинистов турбин, слесарей, электромонтеров, затем — транспортерщиков, шихтовщиков. В начале октября 1942 года 90 курсантов отправились к челябинским ферросплавщикам для прохождения производственной практики. Курсанты, вернувшись в Актюбинск, получили назначения. Владимир Белоусов возглавил бригаду плавильщиков, Александр Макшаев и Зоя Есипова стали помощниками бригадира.
В середине января 1943 года объединенным приказом по строительству и заводу была создана пусковая комиссия. Наступил самый ответственный период. 18 января растопили первый котел и запустили турбогенератор. ТЭЦ Актюбинского завода ферросплавов дала промышленный ток. 19 января поставлена на разогрев первая электроплавильная печь. Ввести печь в строй действующих выпала честь начальнику смены Николаю Подколзину.
Металлурги приступили к разделке летки. Треск электрической дуги. Ослепительный каскад ярких искр. Металл вырвался из печи. Тяжелой струей под взрыв аплодисментов хлынул в ковш первый казахстанский феррохром с маркой Актюбинского завода ферросплавов! Металлурги и строители обнимались, поздравляли друг друга. Победа актюбинцев в тылу совпала с величайшей исторической победой на Волге — разгромом гитлеровской группировки у стен Сталинграда.
Актюбинский ферросплавный завод стал одним из наиболее передовых по технической оснащенности предприятий этой отрасли промышленности. В отличие от первого в Советском Союзе Челябинского ферросплавного завода с его низкими цехами, где одна к другой теснились старые печи немецкой фирмы, на Актюбинском заводе были установлены первоклассные отечественные электропечи. Высота рабочей площадки и расстояние между печами позволили актюбинцам ввести ряд усовершенствований для улучшения условий труда плавильщиков. Завод был хорошо спланирован. Несмотря на тяжелое военное время, все здания строились капитально. Проектировщики учли все лучшее, чем располагала в те годы отечественная и зарубежная ферросплавная промышленность.
Проектом предусматривалось организовать на Актюбинском заводе производство всех видов и марок ферро-хрома. Для этого был запроектирован специальный опытный плавильный цех в качестве экспериментальной базы по освоению выплавки феррохрома из актюбинских руд. Рядом с первым и вторым цехами сразу же был заложен фундамент для третьего, опытного цеха.
Фронт торопил. Первое время феррохром шел с большим количеством шлака и приварок песка. Это затрудняло обработку металла перед отправкой потребителям. Разделочный склад еще не был готов, металл разбивали вручную, кувалдой. Разделывали и чистили его тут же, в литейном пролете плавильного цеха. Обработка отставала от выплавки. Все же спустя два месяца после первой плавки молодой коллектив успешно выполнял задания по поставке феррохрома металлургическим заводам, предприятиям оборонной промышленности.
В канун Первомая 1944 года металлурги и строители одержали еще одну победу — был запущен второй плавильный цех. Страна стала получать дополнительно тысячи тонн ценнейшего металла.
Второй плавильный цех предназначался для производства рафинированного феррохрома. Но пока в первом цехе осваивали нужный для этого сплава полуфабрикат — силикохром, второй цех впервые в практике ферросплавной промышленности начал плавить углеродистый феррохром на малых электропечах.
Производство непрерывно росло. Оно требовало больше и больше умелых рук, появилась необходимость открытия школы фабрично-заводского обучения. Летом 1944 года она приняла первых учеников.
Родина высоко оценила самоотверженный труд коллектива. За успешный пуск и освоение первой очереди завода в годы Великой Отечественной войны орденами и медалями была награждена большая группа казахстанских ферросплавщиков. Двух орденов Трудового Красного Знамени был удостоен директор завода В. Нахабин: первым — за строительство, вторым — за освоение завода. Орденом «Знак Почета» — В. Боровиченко, Н. Подколзин, плавильщик М. Масаков, плавильщица З. Есипова, машинист турбины Н. Заболоцкая. 1 237 работников завода отмечены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.».

Мирная жизнь

Восстановление народного хозяйства потребовало резкого увеличения выпуска чугуна и стали. В течение пятилетки предстояло завершить строительство третьей очереди завода. При этом более одной трети всех капиталовложений отводилось на жилищное строительство. План второго года пятилетки был выполнен 2 декабря. В январе 1948 года металлурги торжественно отмечали пятилетие своего завода. За это время по сравнению с 1943 годом намного возрос выпуск ферросплавов, почти вдвое увеличилась производительность труда и, что всегда было важно, наполовину снижена себестоимость продукции.
По призыву ленинградцев металлурги завода включились во всенародное патриотическое движение за выполнение послевоенной пятилетки в четыре года. Они дали слово в кратчайший срок освоить выплавку безуглеродистых марок феррохрома для производства специальных сталей, выдерживающих высокие давления и температуры.
Для каждой новой марки феррохрома, осваиваемой заводом, нужно было выплавлять силикохром только определенного качества с минимальным содержанием углерода. Из первого цеха была специально проведена узкоколейная линия, по которой силикохром при помощи лебедки доставлялся во второй цех с указанием плавки и с соответствующим анализом. Помещался он в отдельных бункерах. Теперь первый цех плавил силикохром только по заданному анализу. Экономия от этого предложения составила около полутора миллионов рублей.
В январе 1948 года завод освоил выплавку безуглеродистого феррохрома марки «00» и в феврале — марки «000». В марте завод получил новое задание — освоить выплавку феррохрома марки «0000» и дать первые тонны этого металла. В цехе шихтоподготовки сделали все, чтобы подавать в плавильные цехи чистые шихтовые материалы. И сплав получился!
На следующем этапе было решено освоить алюминотермическое производство. Так был создан третий плавильный цех. 27 июня 1951 года он дал первые тонны металла. План пятой пятилетки был завершен на три месяца раньше срока, а по выпуску ферросплавов — почти на два месяца.
В успех коллектива достойный вклад внесли новаторы производства. За годы пятилетки было внедрено в производство почти 800 рационализаторских предложений, что дало более 8 миллионов рублей годовой экономии.
Сара ТАЛАН

Колонка "Взгляд"