Проект строительства рельсобалочного завода, судя по объемам инвестиций и производительной мощности,
довольно-таки серьезный и весомый. Уже то, что участие в его реализации примут компания с мировым именем «Siemens-VAI» (Италия) и АО «Национальная компания «Қазақстан темiр жолы», говорит о многом.
Цена вопроса — 55 миллиардов тенге
Строить завод общей производительной мощностью 430 тысяч тонн сортового проката (рельс) в год именно в Актобе Правительство решило не случайно. Ключевую роль сыграло и выгодное геополитическое расположение области — на стыке Европы и Азии. Учли и то, что это один из крупных промышленно развитых регионов страны. Уникальность экономико-географического положения области и в том, что по ее территории проходят важнейшие авиационные маршруты, железнодорожные и автомобильные магистрали, соединяющие государства Средней Азии и Европы. Актобе — стратегический транспортный узел Западного Казахстана с транзитной специализацией.
Основу транспортной системы составляет железнодорожный транспорт, осуществляющий как внутренние, так и международные перевозки, и обеспечивающий более 91 процента грузовых и 94 процента пассажирских перевозок.
Для реализации амбициозного по всем меркам проекта АО «Ремлокомотив» (дочернее предприятие АО «НК «КТЖ» и ТОО «Транспортные технологии») — инициатора проекта — частные инвесторы РК специально создали ТОО «Актюбинский рельсобалочный завод» (АРБЗ).
Финансировать проект взялось АО «Банк Развития Казахстана» (БРК). По словам генерального директора ТОО «Силикат-А» и «Базальт-А», главного инженера ТОО «Транспортные технологии», руководителя Актюбинского подразделения SBS GROUP Андрея Кузьмина, вопрос финансирования в полном объеме решится уже в ближайшее время.
Ориентировочная стоимость проекта порядка 55 миллиардов тенге. 70 процентов из них — заемные средства Банка Развития Казахстана (государственные), 30 — собственные КТЖ и частных инвесторов.
— Согласно договоренности с Правительством РК финансирование объектов внешней инфраструктуры рельсобалочного завода будет вестись в рамках госпрограммы «Дорожная карта бизнеса-2020» и за счет средств республиканского и областного бюджетов, — рассказывает Андрей Кузьмин. — По ДКБ и по Карте индустриализации РК подведут инфраструктуру к площадке строительства — воду, газ, автопутепровод через железнодорожный путь завода, а также линию электропередач 110 кВт, которая свяжет местную электростанцию с энергосистемой области.
К слову, финансирование, строительство и развитие железнодорожного хозяйства — подъездных путей с 39-го разъезда Кызгылдакты к заводу и расширение самого разъезда берет на себя КТЖ.
Разработанная институтами техническая документация по этим объектам передана в облуправление строительства, где в настоящее время проводят тендеры по выбору подрядчиков. Всемерную поддержку оказывает облакимат.
Поставку оборудования и технологию проката осуществляет итальянская компания с мировым именем «Siemens-VAI». Это подтверждают заключенный контракт и внесенная предоплата.
Миланское отделение Siemens-VAI будет не только поставлять технологию прокатного стана, но и контролировать правильность ведения строительных работ и монтажа оборудования. За итальянцами — технологическое оснащение главного корпуса, комплектация прокатного оборудования, шеф-монтаж и пусконаладочные работы.
По окончании строительства группа специалистов Siemens-VAI в течение полутора лет будет оказывать поддержку по выводу завода на проектную мощность в рамках менеджмент-пакета по управлению проектом. Это, по мнению специалистов, уже само по себе гарантирует успешность проекта.
Срок — два года
Строительство завода в индустриальной зоне по большому счету уже начато. На площадке, в 6 километрах от Актобе в сторону Мартукского района, проведены необходимые изыскательские работы и забиты пробные сваи для уточнения геологических свойств почвы. Представители генерального подрядчика — казахстанско-украинское совместное предприятие «Союзкомплект» — уже работают здесь. С основным субподрядчиком — российской фирмой «Прокатмонтаж» (Магнитогорск, РФ) переговоры уже проведены. Важность его участия в том, что у ведущего на рынке СНГ предприятия есть опыт работы с Siemens по монтажу прокатного оборудования.
— Риски возможного увеличения стоимости на строительные материалы предусмотрены в ТЭО, — заверяет Андрей Кузьмин. — В первую очередь заложено повышение стоимости стройматериалов и конструкций. От этого никуда не деться, и учредители компании готовы понести такие затраты. Но, учитывая достаточно сжатые сроки строительства, риск оценивается от низкого до умеренного.
Процесс реализации проекта займет не более двух лет. Завершение всех строительно-монтажных работ и выход предприятия на холодную прокрутку оборудования намечены на 15 июля 2014 года. А в течение полутора-двух месяцев запланированы «горячая» прокрутка и гарантийные испытания с пуском завода и выдачей первой продукции. Сроки не скажутся на качестве работ, заверяют инициаторы проекта.
Уверенность в этом, по их словам, придает то, что консультанты Siemens будут достаточно жестко контролировать весь процесс строительно-монтажных работ.
Длина & скорость
Рельсы повышенной 120-метровой длины, которые будет выпускать АРБЗ, предназначены для высокоскоростных магистралей. Скорость движения на них превышает 350 километров в час. Качество рельсов будут обеспечивать требования к их эксплуатации в суровых климатических условиях Казахстана.
Также проектом завода предусмотрена порезка рельсов на типовую длину — 25 и 50 метров. Сделано это намеренно: рынок непредсказуем. А так в резерве всегда есть объем продукции типовых размеров для ремонта существующих дорог.
Структура АРБЗ будет представлять собой несколько подразделений (блоков) — от выпуска проката сортового (рельс) до производства электроэнергии.
В общей производительности завода 430 тысяч тонн, крупносортовой фасонный прокат будет выпускаться в количестве 230 тысяч тонн в год. Сортамент этой продукции — балки, уголки, швеллера — высоко востребован на строительном рынке Казахстана.
Долгосрочный госзаказ
— Железнодорожную отрасль Казахстана ждут серьезные перспективы развития. В настоящее время КТЖ нацелено увеличить скорость пассажирских и грузовых потоков внутри республики. В связи с этим нацкомпанией принят ряд соответствующих программ, — сказал 21 августа 2012 года в Актобе на встрече с акимом Актюбинской области Архимедом Мухамбетовым президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» Аскар Мамин.
Так что наш актюбинский завод как нельзя кстати вписывается в эти программы. Тем более, что КТЖ является соучастником нашего проекта через свое дочернее предприятие — АО «Ремлокомотив».
— Самое важное, что с КТЖ подписан долголетний контракт на поставку 50 процентов производимого объема рельс. Остальные 50 процентов будут распределены между странами СНГ, Восточной Азии (Узбекистан, Таджикистан), — констатирует Андрей Кузьмин. — Огромный рынок России тоже в поле зрения инициаторов проекта. Конечно, в Новокузнецке, Челябинске и Тагиле есть предприятия, выпускающие рельсы хорошего качества, но максимальная их длина не превышает 100 метров.
Еще одно преимущество наших рельс в том, что они будут выпускаться по самой последней новейшей технологии, запатентованной «Siemens-VAI». Именно эта компания является лидером в производстве такого технологического оборудования и поставщиком таких технологий.
Для реализации этого проекта нами подписан ряд контрактов с «Siemens-VAI» на генеральный подряд и строительство под ключ электростанции внутри этого проекта.
ТРУДовой РЕСУРС
Специалисты на ключевые позиции уже устраиваются на работу на АРБЗ. К слову, «Siemens» берется обучить порядка 40 высококвалифицированных специалистов на ведущих мировых предприятиях Европы (это включено в стоимость контракта с «Siemens»). Для обучения молодежи техническим специальностям руководство АРБЗ заключило соглашение с Орско-Халиловским металлургическим комбинатом (ОХМК). Выпускники местных вузов, которые были предварительно отобраны, пройдут обучение и производственную практику на ОХМК.
— После запуска планируется трудоустроить по разным подсчетам порядка 350-400 рабочих и ИТР. Степень автоматизации процесса достаточно высока, это было нашим требованием к поставщикам технологического оборудования. Потому придется подбирать хороших специалистов. Думаю, в нашей области с этим проблемы не будет, — надеется Андрей Кузьмин.
ЭКОпроект
О жизненной важности для области этого проекта говорит и то, что при остром дефиците земли под будущий завод облакимат выделил целых 75 гектаров. Такова общая площадь АРБЗ.
— Понимая всю серьезность и ответственность, мы составили и утвердили ТЭО инвест-проекта, провели предварительные слушания. По большому счету, воздействие завода на окружающую среду должно быть минимальным. И это было одно из главных требований к нам, — говорит Андрей Кузьмин.
По его словам, в системах очистки производственных стоков и отходящих газов предусмотрены самые передовые технологии.
Досье «АВ»
КУЗЬМИН Андрей Анатольевич
38 лет, генеральный директор ТОО «Силикат-А» и «Базальт-А», главный инженер ТОО «Транспортные технологии», руководитель Актюбинского подразделения SBS GROUP.
Имеет два высших образования — техническое и экономическое и 15-летний стаж работы с особо сложным технологическим оборудованием, а также управленческий опыт. Начинал инженером по ремонту на Актюбинской ТЭЦ, дорос до начальника турбинного цеха. Директор производственной базы филиала группы компаний «Alina».
Как работник SBS GROUP принимал участие в строительстве четырех заводов.
В составе группы по реализации проекта профессионалы своего дела — инженеры, металлурги, теплотехники. Отдел капитального строительства, к примеру, возглавляет Владимир Букреев, который строил шахты на Донском горно-обогатительном комбинате.
— Для меня — это дело жизни, которым можно будет гордиться, и рассказывать о нем внукам, — улыбается Андрей Анатольевич и уже серьезно добавляет. — А для нашей области и республики — это серьезный инвестпроект. Воплощением инициативы такого масштаба могут заняться не все фирмы и не все могут себе это позволить.
Ляззат ЕГИБАЕВА