Елеусин САГИНДИКОВ,
государственный и общественный деятель, член Совета сенаторов при Сенате Парламента РК
Наши великие предки не раз обращали внимание на важность устремленности к цели. Однако, как говорил великий Абай, «Стремления бывают разные». Какие они у нас? Ответ на этот вопрос дает очередное Послание Президента народу страны.
Стратегия с обозначением главной цели
Новый Казахстан, его образ и степень развития – то, что волнует любого из нас. Ведь от того, каким будет государство, зависит жизнь каждого казахстанца. При этом движение вперед предполагает, прежде всего, четкую постановку цели, а уже затем поиск путей, механизмов, инструментов и технологий их достижения.
Безусловно, обсуждение Послания – важнейшая задача ближайшего периода. Вот и мне хочется обратить внимание на некоторые аспекты и поделиться рядом предложений. При этом, прежде всего, требует уточнения вопрос, касающийся соотношения конкретных мер и стратегического видения будущего страны. Как видится, с учетом требований нынешнего Послания необходимо структурировать все установки в единую систему – стратегию с четким и понятным обозначением главной цели.
Второй вопрос касается содержания некоторых действий по различным направлениям. Относительно развития промышленного сектора мне уже не раз приходилось выражать свою точку зрения, которая по сути совпадает с мнением большинства экономистов, депутатов Парламента и руководителей регионов. Сегодня успехи национальной экономики в значительной мере обеспечиваются нефтяным сектором. При этом преимущественно сырьевая направленность приводит к существенной зависимости от конъюнктуры мировых цен. А это чревато негативными последствиями.
Между тем уровень развития перерабатывающих отраслей остается все еще низким. Преодоление этой диспропорции остается главной стратегической задачей государства. У Казахстана есть опыт индустриального прорыва благодаря, в частности, нацпрограммам ПИИР, ФИИР. Мобилизация возможностей регионов, использование предшествующего опыта могут стать хорошим инструментом поддержки нового индустриального курса страны. Безусловно, важную роль здесь призвано сыграть применение возможностей искусственного интеллекта и привлечение инвестиций в условиях роста конкуренции.
В Послании Президента этому направлению модернизации индустриального сектора уделено большое внимание. Поставлены конкретные задачи. Их решение – первоочередная задача Правительства, отраслевых министерств, регионов и институтов стратегического планирования. При этом не следует упускать из виду развитие соответствующих центров энергетического обеспечения.
Нужны новые формы – агрохабы
Президент также справедливо ставит вопрос о «…полноценной реализации значительных возможностей отечественного АПК», для чего со стороны государства принимаются большие усилия. Только в текущем году на поддержку проектов в АПК направлен один триллион тенге, выделены значительные банковские кредиты, привлечены иностранные инвестиции.
Однако функции управления в аграрной сфере требуют применения новых инструментов. Экономика сельского хозяйства зависит не только от хорошей ресурсной базы – ее нужно реформировать с учетом механизмов рыночного хозяйствования и глобального опыта, а также современных технологий управления. В том числе и в таких основополагающих сферах, как переработка сельхозпродукции и ее вывод на зарубежные рынки.
Аграрный сектор требует значительного внимания со стороны государства не только в сфере финансово-кредитной, налоговой, ценовой и социальной политики. Нужны новые организационные формы – агрохабы. Предприятия отрасли нуждаются в лучшем научном обеспечении и механизмах технологического сопровождения.
Президент привел примеры эффективного опыта в аграрной сфере, в том числе в части вертикально интегрированных агропредприятий. Они есть в каждом регионе. Однако аспекты масштабирования такого опыта ограничены отдельными примерами, и здесь есть, о чем задуматься управленцам на местах. Да и научный мир остается в стороне от осознания названных процессов и их теоретического обоснования.
Глава государства абсолютно справедливо ставит вопрос о необходимости эффективного использования сельскохозяйственного потенциала страны, выработки реальной стратегии развития. Сегодня мы точно не определились, чего и сколько будем производить в ближайшей и отдаленной перспективе, куда будем поставлять продукцию. Все это говорит о необходимости разработки эффективной стратегии агропромышленного производства с привлечением возможностей искусственного интеллекта.
Цифровизация транспортной системы
Развитие наших территорий во многом зависит от уровня транспорта и логистики, а также ЖКХ, на что справедливо обращает внимание в Послании Президент. Наступает новая эра в сфере градостроительства, и мы не отстаем от мировых тенденций. Впечатляют подходы к реализации проекта Alatau City, к строительству которого привлекаются компании мирового уровня.
Формирование институциональной основы Alatau City станет инновационным опытом для всей страны, и в дальнейшем его можно будет использовать при создании новых научно-инновационных центров и современных городских поселений. Вместе с концепцией «умных городов», которая в стране уже реализуется, эта модель –
существенный шаг в современном градостроительстве.
Однако, развивая новые мегаполисы, мы не должны упускать из виду перспективы модернизации городов республиканского подчинения и регионального уровня, а также малых городов. Их инфраструктура в значительной мере формировалась в прошлом столетии и потребности населения удовлетворяет с большой натяжкой.
Казахстан располагает значительными резервами для расширения транзитного потенциала страны. Имеющиеся коридоры «Север – Юг» и «Восток – Запад» усилили роль страны как основного сухопутного моста Евразии. Как отметил Глава государства, за прошлый год объем перевозок грузов по нашей территории превысил 1 млрд тонн. И мы должны не просто сохранить эти позиции, но и задействовать имеющийся потенциал. Прежде всего это касается Транскаспийского транспортного маршрута.
На всех уровнях нам необходимо задействовать цифровые технологии и искусственный интеллект для того, чтобы создать единую транспортную систему. Внедрение многофункциональной цифровой платформы управления перевозками с применением ИИ, а также единой цифровой системы таможенных и логистических услуг Smart Cargo – серьезный шаг в данном направлении.
Представляется, что мы очень своевременно приступили и к модернизации пограничных пунктов пропуска. Как отметил Президент, в этом году будет введено в строй восемь пунктов пропуска, еще 34 намечено реконструировать в ближайшие три года. Кроме прочего, отставание в этой сфере существенно снижает имидж страны. Поэтому участие регионов в проведении такой модернизации должно быть заинтересованным и инициативным.
Подготовка кадров для госслужбы
Еще одной актуальной проблемой будущего развития страны, как указывает Президент, является модернизация бизнеса. Мы уже привыкли к тому, что ключевая роль в развитии национальной экономики отведена предпринимательскому, а не государственному сектору. Однако в реальности госсектор продолжает занимать существенную позицию в показателях развития нацэкономики. Это не в полной мере адекватно рыночным механизмам. И здесь есть только одно решение, от которого нам не уйти. Это сокращение числа предприятий госсектора, их разгосударствление и приватизация.
Наиболее актуальным и злободневным вопросом остается для страны модернизация существующей системы государственного управления. Помимо позиций, уже изложенных в Послании Главы государства, хочу затронуть еще ряд моментов.
Подготовка кадров по-прежнему грешит теоретизацией
обучения, учебные занятия далеки от реальных проблем госслужбы и госорганов, методики обучения отстают от имеющихся технологий. Защищенные в последние годы докторские и магистерские диссертации по определенным вопросам имеют неактуальную тематику. Не стану называть конкретные университеты, так как это
наша общая беда.
В какой-то мере некоторым вузам удалось разнообразить тематику диссертационных работ, привязать их к конкретным сферам деятельности госслужащего и решению отдельных реальных проблем и задач, пусть и небольших. Все это уже создало основы проектно-ориентированной подготовки специалистов высшего уровня, однако теперь стоит задача перенести этот опыт на все уровни подготовки специалистов, причем с использованием искусственного интеллекта.
У нынешнего аппарата казахстанских чиновников есть достаточно сильные стороны, среди которых аналитические способности и целеустремленность в решении задач. В минувшие годы удалось поднять научно-образовательный уровень госслужащих, а также их навыки владения современными информационными технологиями. Однако, несмотря на наличие национальной Академии государственной службы, подготовка за рубежом по программе «Болашақ», базовая подготовка в сфере именно госуправления все еще остается низкой.
При подготовке новых кадров для госслужбы следует учитывать будущие тенденции развития государства, о чем справедливо говорит Глава государства в Послании народу Казахстана. В государственном и муниципальном управлении должны более активно внедряться новейшие информационные технологии. Новому аппарату госслужбы предстоит активно использовать аналитические возможности ИИ. Это позволит им адекватно реагировать на запросы жителей.
И еще один непраздный вопрос – сокращение затрат на содержание госаппарата. Думаю, следует поддержать инициативу о переходе к однопалатному Парламенту. Это, помимо экономии средств, будет способствовать более быстрому и эффективному принятию новых законов, а также улучшит взаимодействие структур высшего эшелона системы государственного управления в нашей стране.
«Казахстанская правда»























