Искусство экслибриса поначалу завоевало популярность в Европе. Каждый образованный человек считал честью иметь в домашнем архиве свой экслибрис. В результате стали традиционными большие выставки из собрания коллекционеров, со временем они переросли в региональные и международные выставки и конкурсы.
История восточного книжного знака восходит к более раннему периоду, чем зарождение европейского экслибриса, который возник с появлением книгопечатания, тогда как знак, обозначающий принадлежность книги его владельцу, существовал на глиняных книгах более 2 тысяч лет назад до нашей эры. У казахов прототипом экслибриса послужила тамга, обозначающая принадлежность к определенному роду.
Казахстан не остался в стороне от мировой культуры экслибриса. Благодаря активному участию художников-графиков на крупных международных выставках Казахстан обрел достойное место на мировой арене искусства в лице нашего Актобе.
Доказательством этого явилась выставка экслибриса «Польские графики ХХ века». На ней были представлены 900 экслибрисов ста художников Польши, а состоялась она в нашем городе в июне 1998 года. Этот крупнейший показ малой графики стал явлением в культурной жизни города, отмечавшим 130-летний юбилей.
На следующий год в Актобе открылась международная выставка экслибриса и графики, посвященная 100-летию К. Жубанова, первого казахского профессора-лингвиста. Организатором и инициатором этой выставки явился Актюбинский университет им. К. Жубанова. В этой выставке приняли участие 124 художника из Австралии, Аргентины, Бельгии, Германии, Уругвая, Люксембурга, Мексики, Турции, Чехии, Италии, Польши и др. Было прислано 357 работ. Выставка такого уровня была организована в Казахстане впервые, причем не в столице республики, а в областном центре. Куратором этой и предыдущих выставок явилась Марзия ЖАКСЫГАРИНА.
В настоящее время она — директор департамента международного сотрудничества с Европейским университетом и Московской финансово-промышленной академией и заведующая кафедрой дизайна в Казахско-Русском международном университете (КРМУ). На этой же кафедре работает супруг Марзии Ануар Утеген-Тана — мэтр графики, ученик Сергея Кукурузы, которому мы обязаны зарождением экслибриса в Казахстане.
В настоящее время в каталогах крупнейших международных выставок можно часто увидеть фамилии актюбинских художников: Таймаса Телеушева, Алексея Верещагина, Михаила Луцина, Виктора Скоробогатова и других.
Как рассказывает художница, только за два последних года актюбинскими графиками проведено семь выставок международного значения. В мае этого года в стенах КРМУ в честь 15-летия вуза состоялась персональная выставка звездной пары — «Дар», состоящая из 50 экслибрисов и 20 хадисов Пайгамбара.
70 работ подарено графиками Дому дружбы в честь его открытия. Представленные там работы посвящены деятелям культуры нашей страны, зарубежья, землякам.
— Откуда пошло определение Актобе столицей экслибриса?
— С 1994 года мы стали активно участвовать в международных выставках (на сегодня — участие в 150. — Прим. авт.). За 10 лет независимости государства провели 7 международных выставок, которые состоялись именно в Актобе. Готовясь к одной из них, некий австралийский художник написал: «А что, ваш город — это столица Казахстана?». Отсюда и пошло, что зарубежные художники негласно присвоили нашему городу статус столицы экслибриса.
— Сколько работ посвящено нашему городу?
— Более половины. Тематика их самая разнообразная: от посвящения видным землякам — государственным и деятелям культуры, людям с активной жизненной позицией, тем, кто приемлет искусство графики, до пейзажных.
— Среди ваших работ немало выполненных на заказ. Как появился, например, экслибрис «Совет да любовь» к 130-летию Актобе?
— Семья Цоколо родилась именно в этот год, поэтому я, как художник, имела право внести эту запись в экслибрис, хотя она никакого отношения к свадьбе и молодым не имела. Это право я использовала еще в одной работе — экслибрисе, посвященном Хансу Бракману. Меня настраивали на то, чтобы я отразила в работе любовь голландца ко многим европейским видам спорта. Но я посчитала нужным присутствие в работе национального колорита, чтобы работавший в Казахстане по контракту Ханс помнил именно о нашей стране. Надеюсь, он оценил это. Кстати, наш зарубежный коллега, президент Европейского университета Дирк Крайен не скрывает своего восхищения экслибрисом «Қыз қуу», в котором отражен народный обычай.
— Кого вы можете назвать самыми активными участниками выставок?
— Из всех европейских стран можно выделить Польшу. Города этого государства конкурируют между собой: кто больше проведет выставок, какой мэр окажет большую поддержку.
— По-моему, вы тоже не обделены вниманием со стороны местных властей?
— Без поддержки невозможно. Издание каталога, оформление работ, отправка наград — все это требует средств. Все проведенные выставки — «Духовность и культура Казахстана», «Польские графики 20 века», прошедшие «на ура», другие, посвященные памятным датам в честь С. Кукурузы, К. Жубанова, А. Жубанова и Г. Жубановой — состоялись при поддержке акима области Елеусина Сагиндикова.
— Есть ли результаты от проведенных в стенах КРМУ выставок зарубежных и казахстанских художников?
— Когда я два года назад хотела организовать первую выставку, мне сказали: «Да вы что? Работы же испортят, сорвут, расчертят…». Естественно, какие-то нюансы были. Но все-таки уже можно говорить, что студенты привыкли к работам. Сейчас они разглядывают знаки, задают вопросы, что говорит о пробуждении интереса к этому виду искусства. А если работа графика вызовет хоть какой-то отклик в душе молодых людей, то это уже есть победа, наша лепта в воспитание духовности.
Беседовала Алина КАРИНА