Так выглядят крыша и потолки дома № 12 по Абилкайыр хана | Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА
Помогла ли программа модернизации сделать жилье комфортным, чтобы крыша не протекала, исправно работал лифт и подъезды были в порядке? Насколько реально продлить срок службы многоэтажки, а не лепить из нее памятник бесхозяйственности?
«Добрый день. Редакция?» – порой один телефонный звонок дает тему для статьи. Женский голос на том конце провода озвучил проблему протекающей крыши дома, отчего желтые круги разводов не просыхают на потолке ее квартиры. Выясняем, что пятиэтажный дом по проспекту Абилкайыр хана, 11 в 2017 году был отремонтирован по программе модернизации. Причем по договору беспроцентного займа платить жильцы обязаны до 2033 года за ремонт добрых пятнадцать лет, а гарантийный срок на обслуживание дома у подрядчика всего 3 года. Причем ссылка идет на Закон «Об архитектурной, градостроительной деятельности в РК» (от 16.07.2001 года с изменениями и дополнениями на 16.01.2023 года).
Статья 69. Гарантийный срок эксплуатации объектов
«…гарантийный срок устанавливается в зависимости от нормативного срока эксплуатации построенного объекта (в соответствии с классом капитальности строения в целом или произведенных отдельных видов строительно-монтажных работ) при заключении договора между заказчиком и подрядчиком (генеральным подрядчиком) на строительство, но не может быть менее двух лет со дня приемки объекта в эксплуатацию».
Хождения по..,
или История с хорошим продолжением
Памятка
Долговечность. Срок службы кровельных материалов составляет от 10 до 50 лет и более – чем выше показатель, тем дороже обойдется крыша.
Сроки службы износа материалов:
рубероид, толь – 10-12 лет;
оцинкованное железо – 30 лет;
металлочерепица – свыше 30 лет;
профнастил – 20-30 лет;
керамическая черепица – до 60 лет.
Сравнительные характеристики кровельных материалов показывают, что срок службы мягкой кровли — от 10-15 лет, с периодическим трехлетним укреплением мастикой, а для металлочерепицы, которую и использовали в доме № 11, срок выше 15 лет. Еще в период гарантии жительнице города приходилось два раза вызывать кровельщиков для устранения протекания.
За средства, выделяемые государством, можно одним выстрелом все проблемы решить. Изношенные инженерные сети в подвале заменяются, фасад дома обновляется, подъезды ремонтируются, лифтовое оборудование тоже возможно поменять, а главное – это новая крыша дома, которая чаще всего доставляет проблемы в снежную и
дождливую погоду.
Чтобы ваш дом включили в список модернизации, нужно по итогам общего собрания собственников квартир с председателем КСК, ОСИ или ПТ направить в жилинспекцию письмо с просьбой включить дом в программу. Далее специалисты на месте составляют акт освидетельствования на ремонт многоэтажки (в случае аварийности или непригодности жилья механизм действий иной). Составляются протоколы, выбирается подрядчик, причем выбор может быть сделан из числа предложенных ведомством либо на усмотрение жильцов. Главное, с лицензированием на право строительных работ.
На 2017 год модернизацией многоэтажки по проспекту Абилкайыр хана занималось ТОО «Табыс Актобе». Сотрудники компании не предоставили журналисту всех требуемых документов по ремонту дома № 11, только наспех скинули на ватсап акт приема объекта в эксплуатацию, без заполнения ряда строк, с пустыми графами в разделе показателей: этажность, общая площадь. Субподрядчик – ТОО «Актобе Адал Құрылыс». Технический и авторский надзоры работу приняли согласно акту ввода в эксплуатацию.
Наши переговоры с просьбой предоставить документы толку не имели. С 11 февраля до сего дня ТОО «Табыс Актобе» так и не предоставило необходимые официальные данные. Как сказал начальник отдела разработки и управления проектов товарищества Даурен Бактыбаев, мол, мы тут люди новые, смена руководителей была частой, документы до сих пор ищем.
При передаче документации в архив или новому руководству важно соблюдение правил актов приема-передачи, описи документов, чего, видимо, не было в этой компании. Но оплату по модернизации «Табыс Актобе» продолжает получать.
В истории с нашей читательницей сыграла нам на руку ответственность председателя КСК «Акниет». В офисе Айкын Умбаевой есть папки по каждому дому, прошедшему модернизацию. Дом № 11 получил новый фасад, были отремонтированы подъезд, скатная крыша, инженерные сети с установкой теплового счетчика АТП.
– Программа внедрена только по согласию жильцов. С неплательщиками разбирается ТОО «Табыс Актобе», но из 60 квартир добрая половина добросовестно оплачивает затраченные на ремонт деньги, – пояснила председатель.
Наболевшая проблема крыши ей знакома не понаслышке. При нас председатель КСК позвонила кровельщику стройкомпании, который пообещал помочь жителю проблемного этажа. Дополнительным вариантом в устранении протекания могут стать средства со сберегательного счета, поступающие в КСК для целевых сборов на ремонт дома. По словам Айкын Умбаевой, достаточно письменного согласия жильцов.
Директор ТОО «Актобе Адал Құрылыс» Руслан Муханов рассказал, что объем работ по модернизации и опыт строительного дела у фирмы большой. Нареканий никогда не возникало. Сейчас фирма в связи с подорожанием материалов занимается дорожными работами. Он пообещал переговорить со строителями, чтобы решить проблему дома
№ 11, но ввиду вышедшего срока гарантии и смены деятельности о результатах говорить рано.
Держать руку на пульсе
С 2021 года новым оператором по модернизации многоэтажных домов стало АО «СПК «Актобе». На сегодня социально-предпринимательская корпорация – единственный оператор в регионе по проведению капремонта общего имущества собственников жилья. Как говорит директор департамента строительства СПК Адил Алдашев, за эти годы модернизация успешно проходит в Алгинском, Мугалжарском и Хромтауском районах.
– Алгоритм процедуры остается прежним, как и при ТОО «Табыс Актобе», только ежемесячный платеж с собственников сокращен до семи лет, а не пятнадцати, как раньше, – отметил он.
Тех, кто не платит за ремонт, обяжут рассчитываться через судебные инстанции. В случае продажи квартиры договорные обязательства по выплате перейдут новому собственнику.
Еще один плюс в выборе госпрограммы по ремонту жилья. Так, для собственников имущества, ограниченных в средствах, предоставляется хорошая возможность продлить срок эксплуатации дома и обновить его. Подрядчика могут выбрать на усмотрение жильцов или же из предложенных СПК с ознакомлением их предыдущих работ.
На вопрос, почему ограничен срок гарантийных обязательств у строительных фирм до двух лет, Адил Алдашев ответил:
– Мы работаем согласно законодательным нормам. По Закону «Об архитектурной, градостроительной деятельности в РК» можно обязать компанию через суд продлить срок гарантии, но тяжба будет долгой, а платить за ремонт людям надо в любом случае.
Он добавляет, что не лишним будет заручиться поддержкой инициативной группы из числа жильцов на период ремонта, которые бы вели контроль над исполнением проводимых работ. Ведь каждый акт выполненных работ подписывается в том числе собственниками имущества.
Остается надеяться, что будут внесены поправки в закон об изменении гарантийного срока эксплуатации объектов строительства, чтобы права жильцов были защищены.
Мастера недоделкины
Реконструкция по благоустройству домов района Жилгородок за счет спонсорских средств улучшила облик строений прошлым летом благодаря меморандуму между акиматом области и ТНК «Казхром».
Однако на поверку таяние снега и дожди вскрыли огрехи в работе подрядчика. Жильцы домов по проспекту Победы, 19, 33 и дома по улице Махамбета, 26 не успевают менять ведра с водой, льющейся с потолка, звонят во все инстанции.
Руководитель жилищной инспекции города Актобе Руслан Ажниязов прокомментировал
ситуацию:
– Нашими специалистами будет составлен акт осмотра домов. После этого направим письмо в ТОО «Табыс Актобе» – заказчику работ. Компания, в свою очередь, в регрессном порядке обязана призвать к ответу ТОО «Байсанат А».
Продолжение следует…
Пока решали вопросы по дому № 11, в соцсетях появилась жалоба от жильцов дома № 12 по проспекту Абилкайыр хана. Простое товарищество собственников согласилось на модернизацию дома, которому в этом году исполнится 60 лет. Но, увы, их радужные мечты оказались в капкане халатного отношения подрядчика. ТОО «ТрансСтройСервис» осенью вскрыло им кровлю в период дождей, и сейчас подтаявший снег оставляет подтеки на стенах квартир последних этажей. За ремонт подвальных сетей жители не подписывают акт выполненных работ, так как обязательства исполнены не до конца. А верить устным обещаниям, не скрепленным юридическими
гарантиями, им не хочется.
На днях на собрании актива дома № 12 руководство ТОО пообещало подготовить гарантийное письмо об устранении неисправностей. Как заверил директор технического надзора ТОО «ProTechExpert» Арсыланбек Сагидан, их эксперты после тщательной проверки сдачи работ подвального помещения дадут заключение на следующую процедуру модернизации для подрядчика.
Нургуль АРИНОВА