Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Стоп, снято: из банкира в сценаристы

На больших экранах страны стартовала премьера фильма «Почти мачо», сценарист которого — наш земляк Рустам Мухит. Вместе с ним мы размышляем, почему казахстанцы не любят комедии, чем отличается этот жанр от других и каково быть сценаристом.

Работа с Тимуром Бекмамбетовым

Рустам по профессии экономист, проработал 15 лет в банке. Сегодня он предприниматель и сценарист. К осознанному написанию сценариев пришел не так давно, точнее в 2016 году. В тот же год и поступило ему первое официальное предложение в этой сфере, был подписан контракт для работы над сериалом.
— Лет в 20 я думал связать свою жизнь с кино, но в то время в Актобе не было никакой возможности для реализации, и кино осталось для меня просто мечтой, — вспоминает Рустам. – Лет в 30, это примерно в 2011 году, случайно узнал о конкурсе известного российского кинорежиссера Тимура Бекмамбетова,


решил принять участие. Подал заявку, прошел отбор, в ходе конкурса совместно работали, писали сценарии. В результате оказался в финале, попал в мировой топ-10. Конечно, для меня это было прекрасной новостью – оказаться одним из лучших в числе 1 400 участников по всему миру.
В том же году финалистов пригласили в Астану, там они познакомились с Бекмамбетовым, а также продюсерами, режиссерами из Голливуда и профессионалами кинокомпании «Bazelevs». Благодаря этой возможности наш земляк получил кучу навыков, которые и заложили мощный фундамент его деятельности в киноиндустрии.
— Нас обучали питчингу. Это презентация кинопроекта с целью поиска инвесторов, готовых финансировать его. Я выступал перед международным жюри, представлял свою работу. Мой проект, к сожалению, не выбрали, из десяти шанс получил только один. Несмотря на это, я приобрел колоссальный опыт и большую уверенность в том, что я что-то умею, у меня есть какие-то предпосылки.

Сериал «Nyanya Ага» и знакомство с Большой восьмеркой

По возвращении в Актобе сценарист работал над короткометражными роликами, фильмами, оттачивал приобретенные знания. В 2015 году алматинский продюсер объявил конкурс для полнометражного кино. Рустам прошел отбор, оказался среди финалистов, но опять же не смог выиграть. Это говорит о том, что путь сценариста тернист, требует терпения, упорства и потока идей.
— Конечно, я расстроился, но не отчаялся. Хоть с конкурсом у меня не получилось, но с продюсером у нас завязались хорошие отношения. Спустя полгода, уже летом 2016 года, она позвонила и предложила написать сценарий для 12-серийного комедийного ситкома. Я согласился, полетел в Алматы, там жил около месяца, разрабатывали сериал. Вернувшись домой, дистанционно продолжал работу, согласовывали и брейнштормили с продюсером, режиссером, который очень помог мне. В сентябре на Седьмом канале вышел сериал «Nyanya Ага». Это был мой дебют в качестве профессионального сценариста.
В 2018 году Рустам полностью погрузился в мир кино, знакомился с именитыми казахстанскими сценаристами. Так он оказался в Большой восьмерке, начал работать с Сабитом Рахимбаевым. По его приглашению и под четким контролем других опытных сценаристов общими усилиями и идеями был написан сценарий к мини-сериалу «КСК Еңбекші».

«Большая восьмерка» — команда сценаристов, КВНщиков, снявших «Бизнес по-казахски в Америке», «5 причин не влюбиться в казаха», «Келинка тоже человек» и много других казахстанских фильмов.

Совместная работа над таким интересным проектом помогла ему завести знакомства со звездами казахстанской кинематографии. Сценарист продолжал также отправлять свои работы на международные конкурсы, оттачивая навыки.
— Умение приходит только с опытом, практикой. Необходима постоянная работа над собой. Нужно быть киноманом, смотреть фильмы, читать книги и сценарии, — дает совет Рустам. – Я, например, стал сценаристом, потому что изучал литературу по кинодраматургии, сейчас она доступна. Покупал книги Александра Митты, и, конечно, изучал американских авторов. Писал и продолжаю писать свои идеи, позже оформляю их как краткий сюжет и уже в конце выдаю расширенный вариант.

Кради, как художник

Сейчас наш земляк и его команда трудятся над телесериалом, ищут инвестора. Есть и готовый сценарий короткометражного фильма, который они хотят продюсировать.
— Открою большую тайну: идеи берутся из жизни. Знакомишься с разными личностями, люди рассказывают свои истории. Конечно, берем из новостей. От новостей не сбежишь, к сожалению, хотя и пытаешься, — смеется сценарист. – Интересные, забавные новости всегда дают почву для фантазии. Смотрю голливудские фильмы, я их большой фанат и вдохновляюсь ими. Голливуд – это хорошо, но и в нашей стране много крутых людей, необычных историй, просто надо уметь подбирать их и красиво подавать.
На наш вопрос про принцип «Кради, как художник» Рустам поразмышлял и ответил очень достойно. По его мнению, это общепризнанный постулат. У сценаристов есть такая шутка, что после Шекспира нельзя ничего нового придумать. Действительно, как сказал Жак Пеше: «Новое – это хорошо забытое старое».
— Классики дали основу историй, а после них идет вечное повторение, даже несмотря на попытки создать что-то уникальное. Да, технически мы развиваемся как цивилизация, но в основе человеческих отношений лежит прежде всего психология. Поэтому история с точки зрения технологий меняется, но психология людей практически остается такой же, — продолжил наш герой. — В драматургических книгах учат писать истории, которые будут понятны как высоколобому интеллектуалу, так и пещерному человеку. На самом деле, невозможно написать суперуникальное произведение, ранее не существовавшее. Либо оно просто утонет, так как будет непонятно и неинтересно для аудитории.
Как говорит Рустам, сценарист в первую очередь должен работать для людей. Писать для и про людей, а посредством интересной истории выражать свой внутренний мир.
Это уже мастерство.

«Почти мачо»: мужчины измельчали?

Что касается комедии «Почти мачо», то это шанс, подаренный ему судьбой. Мы уже говорили, что Рустам предприниматель, когда он был в Нур-Султане, на курсах НПП «Атамекен» в 2019 году, познакомился с бизнес-тренером из Шымкента и музыкальным продюсером, который и привел его к этому проекту.
— Он прочитал мои идеи, синопсисы, мы подружились. Где-то через год написал, что с помощью спонсоров хочет снять полнометражный фильм, предлагал мне стать главным драматургом. Это все было на уровне слов, без официальной договоренности, но работа к тому моменту уже началась. Я не отказывался, но и не было четкой веры, потому что в кино до подписания контракта проходят иногда годы, — рассказывает Рустам.
В ноябре состоялся разговор, в декабре и январе шли обсуждения, в феврале был подписан контракт и получен аванс. Сценарий писался в Дубае, почти месяц наш земляк вместе с соавторами жил в Эмиратах. У всех было одно желание – создать хороший фильм, поэтому все протекало легко, быстро и просто. Как говорится, случайности не случайны, и это судьбоносное знакомство тому яркое подтверждение. Благодаря одному разговору казахстанский кинематограф пополнил свою копилку еще одной комедией. Хорошей или плохой? Решать зрителям.
— Хочу отметить, это важно: в мире кино, несмотря на связи, агашек, деньги, в любом случае существует профессиональный отбор. Это необходимо для того, чтобы создавались качественные фильмы. Благодаря отбору и кастингу молодые идейные ребята могут показать свои работы, пробиться в эту сферу, — считает сценарист.
«Почти мачо» отличается небанальным сюжетом. Проблемы, поднимаемые в фильме, актуальны и, по мнению Рустама, найдут отклик среди женской аудитории. Сейчас мужчины измельчали, отсюда и вытекает следующая проблема – нежелание большинства девушек выходить замуж.
— Признаюсь, что мужчины стали зависимыми, мягкотелыми и ленивыми. Не все, но многие. Это правда. Об этом и наш фильм. Он затрагивает подобные моменты. С точки зрения сценария у нас есть четкая структура. Уверенно могу сказать, что классная драматургия, сюжетные повороты неожиданные. Конечно, есть клише, без них не бывает комедии, но мы старались обыграть их красиво, — говорит Рустам.

Комедий много не бывает

В нашей стране снимается очень много комедийного кино. Раз снимают, значит, есть спрос. «Почти мачо» — шестая по счету комедия, которая выходит на большие экраны с начала этого года. Почему так происходит или комедии легче, дешевле снимать?
— Люди негативно воспринимают плохие комедии и фильмы. К плохим, в моем понимании, относятся те, где нет четкой драматургии, ясных линий или же авторы используют много клише. Самое опасное — предугадываемость кино, когда сюжет можно угадать с полуслова, с одного взгляда, — подытоживает беседу драматург. – Казахстанцы любят комедии. Есть такое выражение: «В хорошие времена люди любят триллеры, а в плохие – комедии». Сейчас у нас достаточно проблем, та же самая пандемия уже достала всех, а комедия – отдушина и хороший эмоциональный выброс. Это отличная вакцина от стресса и усталости.

Нурдана КАНИЕВА

Фото из личного архива Рустама МУХИТА

Колонка "Взгляд"