Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Страховые помогайки: почему им лучше не доверять свои деньги

В последние годы набирает популярность деятельность недобросовестных помогаек. Чаще всего к их услугам граждане прибегают для получения выплат по обязательному автострахованию при ДТП. 

Одной из главных проблем страхового рынка Казахстана стала деятельность так называемых помогаек. Чтобы вызвать доверие, они могут представляться автоюристами, чем значительно портят репутацию последних. Помогайки пользуются неосведомленностью пострадавших граждан и вводят их в заблуждение о том, что самостоятельно получить страховую выплату от организации невозможно.

Схема посредников

Автостраховка – самый массовый страховой продукт. Неудивительно, что между водителями и страховщиками порой возникают споры о размерах выплат после ДТП. На почве конфликта интересов и появились посредники, предоставляющие услуги за определенные проценты от страховой выплаты.
Так называемые автоюристы выступают на стороне автовладельцев и через суд пытаются увеличить размер страховой выплаты после ДТП.
Аргументация строится вокруг разницы при оценке стоимости деталей автотранспорта и (или) его ремонта. Действия и методы посредников на первый взгляд эффективны.
Суд может решить, что страховая компания должна произвести доплату. По данным судебного кабинета, ее размер в случае успеха составляет 10 или
даже 20% от основной выплаты.
Однако вознаграждение за услуги отдельных посредников может достигать 30-50% от суммы страховой выплаты. Выиграв суд и отдав гонорар посреднику, автовладелец в лучшем случае не потеряет ничего, кроме времени. Чаще он лишается части выплаты, которую получил бы без вмешательства третьих лиц.
При проведении процедуры заслушивания и по показаниям физических лиц в суде выгодоприобретатели сообщают о том, что им неизвестен институт страхового омбудсмена и они обращаются к посредникам на платной основе.
На деле же помогайки, не оказывая фактически юридических или консультационных услуг и вводя в заблуждение граждан, забирают себе до половины страховой выплаты, положенной по закону выгодоприобретателю. Пользуясь доверчивостью, недобросовестные помогайки обогащаются за счет граждан.
При этом такие их услуги превратились в отработанную схему получения легких денег, где число людей, недополучивших законные выплаты, растет из года в год. В итоге деятельность помогаек не только наносит материальный ущерб гражданам, но и подрывает доверие к страхованию, поскольку они создают видимость, что без их помощи получить страховую выплату сложно.
Нередки случаи, когда после ДТП со смертельным исходом помогайки обращаются к родственникам потерпевшего, обещая оказать содействие в получении денег от страховой компании.
Так, если у погибшего в ДТП были на иждивении дети или родители, по закону им положена страховая выплата в размере 2 000 МРП, или 7,4 млн тенге (МРП на 2024 год – 3 692 тенге).
Помогайки заключают с ними договор и оформляют доверенность на получение страховой выплаты. Посреднические услуги в данном случае сводятся к передаче документов от родственников пострадавшего в страховую компанию. Половину суммы или более посредники оставляют себе, и это несоизмеримо объему оказанных услуг. Отмечаем, что за осуществление страховщиками выплат комиссии и сборы не предусмотрены.
Согласно пункту 4 статьи 817 Гражданского кодекса РК, доказывание наступления страхового случая, а также причиненных им убытков лежит на страхователе (застрахованный выгодоприобретатель).
Обращаем внимание граждан, что при наступлении такого случая страховая организация обязана произвести выплату в размере, порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
При смертельных ДТП право на получение единовременной выплаты есть у иждивенцев умершего лица: детей или родственников, которые были у него на иждивении, лица, имеющего право на возмещение вреда в связи со смертью пострадавшего.
Согласно изменениям в законодательстве, с начала текущего года казахстанцы для урегулирования разногласий до обращения в суд должны обратиться к страховому омбудсмену.
То есть с 1 января 2024 года заявитель, у которого имеется неразрешенный спор, должен в обязательном порядке обратиться к страховому омбудсмену для его урегулирования. Данное нововведение существенно облегчило гражданам процедуру разрешения споров со страховыми организациями.

Решение за два месяца

Страховой омбудсмен – это независимое в своей деятельности физическое лицо, деятельность которого направлена на разрешение споров физических и юридических лиц со страховыми компаниями.
Он рассматривает споры по всем классам добровольного и обязательного страхования. Но есть небольшое ограничение – сумма требований по спорам не может превышать 10 000 МРП, что составляет на 2024 год 36 920 000 тенге.
Юридические лица, являющиеся субъектами среднего и крупного бизнеса, вправе обращаться к омбудсмену только по классу обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства (ОГПО ВТС).
Страховой омбудсмен рассматривает спор в течение двух месяцев и выносит решение, которое обязательно к исполнению страховщиком. При этом рассмотрение спора осуществляется омбудсменом безвозмездно, никаких пошлин оплачивать не нужно, следует только подать заявление к омбудсмену, если имеется страховой спор.

Урегулировать спор

За три дня до обращения к страховому омбудсмену заявителю необходимо уведомить страховую компанию об обращении. Это делается, чтобы предоставить страховой компании возможность урегулировать спор. Через 3 дня после подачи извещения в страховую компанию заявитель вправе подать заявление к омбудсмену.

Заявление можно подать различными способами: 
• передать напрямую в офис омбудсмена по адресу: город Алматы, ул. Рыскулбекова, 28/7, 2-й этаж; 
• через страховую компанию; 
• через сайт страхового омбудсмена https://fomb.kz;
• по электронной почте: info@fomb.kz.

В январе 2024 года были внедрены CRM-система рассмотрения страховых споров и форма подачи заявления посредством сайта омбудсмена. По статистике, 80-85% заявлений подаются именно через интернет-ресурс.
По результатам рассмотрения спора страховой омбудсмен выносит решение, которое направляется заявителю. Заявитель может согласиться с данным решением, и тогда страховая компания обязана исполнить его.
В то же время заявитель вправе не согласиться с решением омбудсмена и подать иск в суд в отношении страховщика. В этом случае решение омбудсмена является необязательным для заявителя. При подаче иска необходимо приложить решение омбудсмена как документ, подтверждающий обязательное досудебное урегулирование спора у омбудсмена. Суд рассматривает спор на основании поступившего иска и приложенных документов.
Только 10-20% споров далее идут в суд, что позволяет потребителям страхового рынка в более простой форме и в кратчайшие сроки безвозмездно получить решение по спору, которое может с высокой долей вероятности удовлетворить его. Хотя, конечно, имеются кейсы, по которым омбудсмен выносит решения об отказе.
Офис страхового омбудсмена постоянно совершенствует процедуры и процессы, позволяющие качественно и оперативно рассмотреть споры. Поэтому лучше не обращаться к сомнительным посредникам, которые активизировали свою деятельность, а урегулировать спор со страховым омбудсменом.

Источник интернет-ресурс Fingramota.kz

Фото из интернета

Колонка "Взгляд"