Вот пришел на остановку автобус. Не сказать, что долгожданный. Нет, они сейчас ходят регулярно.
Тьфу-тьфу. Пришел Ютонг — китаец и красавец. Пятнадцатый номер. Вообще, номер может быть какой-то другой. Не суть важно. Важно, чтобы это был китайский автобус. Чтобы в нем все было по фэн-шую.
Наверное, этим благодатным учением руководствовались те, кто конструировал салон общественного средства передвижения. И еще наработками Ванги. Наверное, такие дисциплины, как сопромат, материаловедение, эргономика и многие прочие, неведомы людям, спроектировавшим салоны этих машин. Хочется спросить чисто риторически: «Для кого?».
Сами китайцы – не самый высокорослый народ. Наши намного выше, если брать среднестатистическую составляющую. Но до верхних перекладин среднестатистический горожанин не дотянется, даже встав на маленькую табуретку. Человеку среднего роста (некитайцу) влезть в салон и уцепиться за что-то утром, когда автобус переполнен, трудно. На вертикальных поручнях гроздьями висит народ.
До верхних горизонтальных перекладин, которые в советских и несоветских уже автобусах были доступны подростку (т. е. он мог нормально дотянуться до них и спокойно держаться), теперь может достать разве только профессиональный игрок НБА.
Оговоримся, в городе членов национальной баскетбольной американской лиги не замечено. Призыв водителя пройти в салон дальше, не загораживать проход вызывает у пассажиров раздражение и ответные слова (не всегда цензурные). В такой салон надо заходить будучи беременной или бабушкой. На худой конец – дедушкой. Тогда тебе уступят место. Все остальные держатся кто за что может. Если автобус тряхнет, а его трясет, можно вцепиться в кого-то и получить положительный отзыв в неположительных выражениях.
Но что больше всего восхищает в иностранных машинах, так это висюльки, прицепленные к горизонтальным верхним перекладинам. Может, они как-то иначе называются, мы не знаем их настоящего имени. Висят они где-то под потолком, дотянуться до них можно. Можно даже ухватиться за этот
конструктивный элемент.
Висеть на нем долго не получится. При каждом толчке автобуса пассажира будет швырять из стороны в сторону, как китайский шарик на резинке. Не за этот ли образ зацепились мозги создавших чудо эргономики. Может, они руководствовались той мыслью, что, взболтав в автобусе содержимое организма, горожанин приедет на работу взбодренным физически и закаленным нравственно и будет хорошо выполнять свои обязанности. Может быть.
Но мы о висюльках. В тех автобусах, которые раньше пришли в город, их почти уже не осталось. Из двадцати запланированных в салоне висит по 4-7 штук. Автобусы поновее еще радуют этими украшениями. Но уже лишаются их. И ведь не обвинишь горожан — для того чтобы специально ободрать эту красоту, нужно приложить усилия. И немалые. Надо хотя бы допрыгнуть. Кто это сделал? И второй вопрос от фэн-шуя: зачем вообще повесили?
Мария ДУБОВСКАЯ
Фото из архива «АВ»