В прошлом году в нашу область было ввезено в 2,5 раза меньше автомобилей, чем в 2009 году. Льготное оформление иномарок до 1 июля – это последний шанс завезти автомобили дешевле.
Дешевых авто больше нет
Когда едешь на актюбинский авторынок в выходные утром, навстречу уже движется бесконечная вереница машин. Но ближе к обеду рынок пустеет. Покупатели ходят небольшими группами от машины к машине, и чаще всего просто прицениваются.
— Ко мне приехал родственник из поселка, хочет купить машину, — рассказывает молодой человек по имени Артур. – У него 3 тысячи долларов. Мы обошли весь рынок, с такими деньгами сейчас здесь делать нечего, можно купить только «развалюху». Но, я считаю, покупать машину, которая здесь ездила несколько лет, бесполезно, сколько денег на ремонт уйдет!
— Я хочу купить «Тойоту-Авенсис», — делится Мирлан. – Но пока не хватает всей суммы. В сентябре они стоили 9 тысяч долларов, сейчас просят 11 тысяч. По-моему, все машины подорожали. В кредит оформить очень трудно, я пробовал, столько бумаг надо и большие проценты. Но до июля обязательно надо купить машину, потом они вообще будут не по карману.
Продавцы машин сидят, в основном, со скучающим видом.
— Торговля совсем не такая, как раньше, — сокрушаются перегонщики. – Смотрите, машин насколько меньше стало, чем раньше, сколько пустых мест. А покупателей еще меньше!
Многие перегонщики остались без работы.
— А цены выросли?
— Да, какое там! Цены сейчас даже немного упали. Конечно, сейчас дешевых машин нет, и не мы в этом виноваты. Наши заработки, наоборот, сократились. Раньше же все покупали, в основном, старые «Опели» и «Фольксвагены» за 3-4 тысячи. Сейчас даже за 5-6 тысяч «Опель» не купишь. Вот он стоит с новым кузовом за 11 тысяч. Прекрасная машина, 2004 года, но его никто не хочет покупать. Дорого! Теперь берут, в основном, «Тойоты».
Перегонщики сейчас стали больше работать на заказ. Чтобы машину растаможили по льготным ставкам, ее должен сразу покупать клиент. Но трудно найти покупателей, готовых выложить деньги за товар, которого они в глаза не видели.
Мы спросили нескольких покупателей на авторынке, хотели бы они купить российские машины.
— Нет, ни за что, — машет руками Ренат. – Все равно, что на тракторе ездишь. Мы, правда, купили на работу недавно «семерку», потому что она дешевая. Многие фирмы сейчас покупают «Лады», потому что для покупки нужна документация. А новые иномарки слишком дорогие. Но через год-два российским машинам столько денег потребуется на ремонт, что уж лучше новую купить. Я себе возьму иномарку.
«Опель» уходит в прошлое?
Информация, которую мы получили, на таможенном посту «Актобе-центр таможенного оформления», подтверждает слова водителей о том, что немецкие машины отдали пальму первенства японским, их соотношение на рынке примерно 20% и 60% соответственно. Остальные авто произведены в Корее, Америке и Эмиратах.
В основном, к нам ввозятся автомобили марок «Тойота», «Лексус», «Мазда», «Хонда», «Мерседес», «Фольксваген», «Опель» и «Ауди», а также пикапы американской сборки.
Если года два назад, около 70 процентов импортируемых машин были довольно изношенными, то сейчас, конечно, картина другая.
Если же отследить географию ввоза, то практически 70 процентов иномарок прибывают в Актюбинскую область из Прибалтики, около 20 процентов — из США, около 10 процентов — из ОАЭ. Из других стран, в том числе Германии, автомобилей везут единицы.
Сколько автомобилей сейчас ввозится в нашу область из России и Белоруссии, теперь сказать сложно. Теперь они не проходят таможенное оформление: новому владельцу достаточно заплатить налоги и поставить автомобиль на учет в дорожной полиции. К слову, раньше, по словам таможенников, российские автомобили составляли не более 10-15 процентов импорта.
Главные причины изменений на рынке автомобилей – это рост таможенных пошлин в связи с созданием Таможенного союза и введение новых экологических стандартов. Как мы знаем, с 1 января 2010 года таможенные пошлины на ввозимые в Казахстан автомобили значительно выросли. Теперь они составляют около трети от таможенной стоимости, тогда как раньше взималась в среднем десятая часть.
— С 1 июля 2010 года, согласно постановлению Правительства «О вопросах перемещения легковых автомобилей физическими лицами для личного пользования», разрешено льготное оформление автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не свыше 10 лет, — разъясняет Нурлыбай Сибагатов, и.о. начальника таможенного поста «Актобе-центр таможенного оформления». – Таким образом, с момента вступления этого постановления в силу, любой взрослый казахстанец может завезти по льготным ставкам (см. таблицу) только один автомобиль зарубежного производства. На сегодня это автомобили, выпущенные с февраля 2001 года до февраля 2008 года. Ставки оплачиваются в тенге, по курсу к евро.
Статистика ввоза автомобилей красноречиво подтверждает: ввоз автомобилей уменьшился. В 2009 году в Актюбинскую область было ввезено 8098 легковых автомобилей, в 2010 году – 3356, то есть, почти в 2,5 раза меньше. Из них большая часть – 2748 машин, были завезены в льготном порядке с 1 июля, и только 608 – по полной ставке. За январь по льготным тарифам оформлены на таможне 170 автомашин, и только две – по обычным ставкам.
Разница между «растаможкой» машин в обычном и льготном порядке сейчас почти двойная. Например, за «Опель» 1997 года придется заплатить пошлины в размере 8-9 тысяч у.е.. Если вспомнить, что раньше они стоили 3-4 тысячи долларов, становится понятно, почему на рынке таких машин теперь практически нет.
Льготный ввоз по товарно-приходным ордерам – тоже явление временное, пока оно отложено до 1 июля 2011 года.
Льготные ставки таможенных сборов для автомобилей личного пользования
(при ввозе одной машины в течение года выпуска более 3 и менее 10 лет)
Рабочий объем цилиндра, куб.см Единая ставка таможенных пошлин и налогов, евро за куб.см
Не более 1500 0,35
1500-3000 0,4
Более 3000 0,6
Ставки таможенных сборов, если в течение года приобретается два и более автомобиля в личное пользование
Рабочий объем цилиндра Единая ставка таможенных пошлин и налогов, евро за куб.см
Не более 1000 0,85
1000-1500 1
1500-1800 1,5
1800-3000 2
Более 3000 2,25
Ставки таможенных сборов, если в течение года приобретается два и более автомобиля в личное пользование выпуска от 7 до 10 лет
Рабочий объем цилиндра Единая ставка таможенных пошлин и налогов, евро за куб.см
Не более 3000 2
Более 3000 3
Требования к ввозу автомобилей в Казахстан (стандарт Евро-2)
Страна происхождения Годы выпуска
Входящая в Европейский Союз (бензин) С 1997 года и позже
Входящая в Европейский Союз (дизель) С 1997 года и позже
США С 1996 года и позже
Япония С 1998 года и позже
Канада С 2001 года и позже
Индия С 2005 года и позже
Малайзия С 2003 года и позже
Китай С 2004 года и позже
Корея С 2001 года и позже
Россия С 2008 года и позже
Украина С 1 июля 2010 года и позже
Беларусь С 2008 года и позже
Узбекистан С 2010 года и позже
Напомним, с 1 июля 2011 года (если эта дата не будет снова перенесена – М.К.) с введением стандартов Евро-3 ограничения станут еще более жесткими. Тогда в Казахстан можно будет ввозить автомобили, произведенные в странах Европейского Союза не позднее 2001 года выпуска (бензиновые двигатели), с 2002 года и позже — для автомашин с дизельными двигателями; в США — с 2001 года, в Японии — с 2005 года, в Канаде — с 2004 года, в Китае — с 2008 года, в Южной Корее — с 2003 года и позже.
— Эти экологические стандарты вводятся для того, чтобы в нашу страну не ввозились старые автомобили, загрязняющие выхлопами экологию, — поясняет Гульзат Нурбаева, главный специалист департамента по техническому регулированию и метрологии в Актюбинской области.
Между тем, по поводу целесообразности ввода стандартов «Евро-3» в Казахстане до сих пор спорят. И причина – не только в машинах. Чтобы «железные кони» не портили воздух, соответствовать высоким стандартам должно и автомобильное топливо, отмечают эксперты.
Новые машины стал продаваться лучше
Казахстанские покупатели из свежих авто в прошлом году чаще всего покупали бюджетные «Дэу», «семерки» и «Нивы». Хотя владельцев новеньких авто класса «люкс» тоже стало больше.
Алматинская консалтинговая компания «Qncepto» поделилась с «АВ» своим аналитическим обзором рынка новых легковых автомобилей. Эксперты отмечают, что итоги 2010 года превзошли ожидания большинства наблюдателей. Цивилизованный сегмент казахстанского автомобильного рынка (то есть доля новых машин) вырос на 14,35% к уровню 2009 года.
Правда, если сравнивать нас с российским рынком, рост меньше вполовину, и на то есть причины — российским компаниям помогли программа утилизации и оживление программ автокредитования.
Рост продаж на нашем рынке, главным образом, идет за счет новых автомобилей российского, казахстанского и узбекского производства.
— Со вступлением единого таможенного тарифа с 1 июля 2011 года в полную силу и наращиванием объемов выпуска автомобилей внутри страны доминирование продукции казахстанского и российского автопроизводства обещает усилиться, а сегмент новых автомобилей продолжит расширяться, — считают в компании «Qncepto».
За 2010 год дилерами было реализовано 17 307 легковых автомобилей, или на 16,56 процента больше, чем в 2009 г. При этом самым удачным в плане продаж был декабрь.
В 2010 году выпуск автомобилей в Казахстане вырос почти в четыре раза. В октябре в Костанае официально начал серийный выпуск автомобилей второй на территории республики производитель легковых автомобилей – АО «Агромашхолдинг Казахстан». Предприятие наладило производство четырех моделей марки «SsangYong». Кроме того, в мае на базе АО «АЗИЯ АВТО» было запущено производство автомобилей марки «KIA», также в 2010 году усть-каменогорским заводом был расширен модельный ряд выпускаемых автомобилей марок «Chevrolet» и «Skoda».
За прошлый год на территории республики было выпущено 3 176 легковых автомобилей, из них 3099 авто — АО «АЗИЯ АВТО». Продажи автомобилей казахстанского производства в 2010 г. составили 3 007 единиц, что на 68,74% выше показателя годичной давности.
Вообще, новые автомобили, выпущенные в странах СНГ, продавались намного лучше иномарок. Многолетний лидер «Lada» значительно упрочил свои позиции на нашем рынке. За год было реализовано 5 058 легковых автомобилей этой марки, собранных в России и Казахстане. Рост продаж марки составил 41,1 процента.
Продажи автомобилей, импортируемых из дальнего зарубежья (без учета марок сегмента «премиум»), продолжили падение. «Toyota», неоднократно в течение года опускавшаяся ниже второй позиции, все же сохранила за собой «серебро» в списке бестселлеров. На фоне 2009 года японский бренд показал падение на 6,08%. Покупателями новых «Тойот» в ушедшем году стали 2 456 казахстанцев.
Узбекский эконом-класс от UZ-Daewoo вошел в тройку лидеров, удвоив продажи годичной давности. Узбекский производитель занял место Mitsubishi, продажи которого заметно «просели» во втором квартале. По итогам года бренд потерял 41,53 процента прошлогоднего сбыта.
Иное положение у «Chevrolet». Автомобили этой марки, выпускаемые в Усть-Каменогорске, остались в пятерке наиболее продаваемых, а число клиентов выросло на 32,3 процента.
Заметная премьера состоялась и в верхнем ценовом сегменте – с мая открыты официальные продажи автомобилей «Lexus». Как результат по итогам года марка стала самой продаваемой среди официально представленных в сегменте «люкс» и обошла легковые модели «Mercedes-Benz». И это с учетом того, что сам немецкий концерн увеличил продажи в Казахстане на 50,35 процента.
В рейтинге наиболее популярных моделей 2010 года 15 из 25 позиций заняла продукция автопрома Казахстана и других стран СНГ. Наибольшее число продаж пришлось на узбекскую «Daewoo Nexia». Немногим меньше покупателей предпочли «ВАЗовскую» «семерку». «Lada 4×4» казахстанской сборки – на третьем месте. Из иномарок производства дальнего зарубежья впереди всех — «Toyota Corolla», которая заняла шестое место в рейтинге.
TOP-25 моделей легковых автомобилей [2010] №
Модель Динамика в рейтинге Объем продаж, ед.
1 DAEWOO Nexia ▲ 1 666
2 LADA 2107 ▼ 1 511
3 LADA 4×4 ▼ 1 382
4 LADA Priora ▲ 1108
5 LADA Samara ▲ 810
6 TOYOTA Corolla ▼ 757
7 DAEWOO Matiz ▲ 620
8 UAZ 3151х/Hunter ▲ 477
9 TOYOTA Camry 475
TOYOTA Land Cruiser Prado ▼ 475
10 KIA Cerato NEW 387
11 TOYOTA Land Cruiser 200 380
12 CHEVROLET Niva ▲ 309
13 SUZUKI Grand Vitara 260
14 LADA Kalina ▲ 247
SKODA Octavia A5 ▲ 247
15 KIA Sorento NEW 245
16 RENAULT Logan NEW 241
17 MITSUBISHI L 200 237
18 CHEVROLET Lacetti ▲ 233
19 MITSUBISHI Outlander II XL ▼ 229
20 VOLKSWAGEN Touareg ▼ 209
21 NISSAN Qashqai 198
22 ZAZ Chance NEW 193
23 MITSUBISHI Pajero ▼ 190
24 TOYOTA RAV4 ▼ 182
25 TOYOTA Avensis ▼ 179
ТЕХОСМОТР УХОДИТ
В «ЧАСТНЫЕ РУКИ»
В понедельник Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал закон, согласно которому с 2011 года технический осмотр автомашин в Казахстане будут проводить частные организации. За дорожной полицией остается государственный контроль за прохождением технического осмотра владельцами автомашин. Переходный период для передачи функций по проведению технического осмотра автомобилей от МВД в конкурентную среду будет действовать до 1 июля. Техосмотром будут заниматься центры, включенные уполномоченным органом Министерства транспорта и коммуникаций в соответствующий реестр.
СДЕЛКА БЕЗ ОПАСНОСТИ
Как обезопасить себя, чтобы покупка или продажа машины не обернулась юридическими проблемами? Советы читателям «АВ» дает Талгат Таубаев, начальник отдела регистрационно-экзаменационной работы дорожной полиции Актюбинской области.
Если вы покупатель:
— осмотрите машину на СТО;
— проверьте автомобиль по базе данных через Интернет (такие имеются в некоторых автоцентрах), там по специальному коду можно узнать, не угнана ли машина, сколько хозяев она имела и попадала ли в аварии;
— если вы оформили договор купли-продажи, обмена или вам подарили машину, вы не имеете права ею управлять, пока не оформите в дорожной полиции.
Если вы — продавец:
— не продавайте автомобиль по доверенности, обязательно снимите его с учета в дорожной полиции. Дело в том, что в ином случае налоги за машину будут взиматься с вас, даже если автомобилю 20 лет и он в нерабочем состоянии. Для списания машины нужен госномер и техпаспорт, иначе придется решать дело в суд.
Над Главной темой работала Мария КОРЖЕВА