«Я рассказчик. Я просто хочу рассказать историю о чьей-то беде или радости. Поделиться», — сказал в одном из интервью драматург Василий Сигарев. Его пьеса «Детектор лжи» — это одновременно смешная и грустная история, случившаяся в обычной семье токаря и санитарки. Поведали нам о ней актеры областного драматического театра имени Т. Ахтанова.
Борька Бызов (Владимир Венгер) по пьяному делу заначил шестьсот рублей. Что прятал – помнит, а где – забыл. Собрались к матери ехать, в Сибирь, все перерыли в поисках денег, но они как сквозь землю… Его жена Надежда (Дарья Ивонина) на свою голову идею подала: позвонить гипнотизеру, чтоб, значит, помог «этому гаду и алкашу» вспомнить, куда деньги подевал.
Спектакль так и начинается – в квартиру входит гипнотизер (Валихан Кинжибаев). С этого момента гостиная в доме Бызовых превращается в исповедальню. Не сразу, конечно, недобровольно, но супруги под воздействием хрустального шарика выложили друг другу все, как на духу. И сами этой правдой поперхнулись.
Заканчивается комедия нравоучительно. Последнее внушение супругам герой пьесы произносит, глядя в зал:
— Я прошу вас… Нет, я приказываю вам: любите друг друга. Ведь жизнь дается человеку только один раз, и будет ужасно обидно, если потратить ее на какую-то бесполезную ложь и жалкую ненависть. Любите друг друга, умоляю вас. И будьте счастливы.
Читая сценарий «Детектора», не можешь удержаться от улыбки и смеха. Откровенно говоря, от премьеры я лично ожидала большего. Наиболее яркая роль получилась у Валихана. Его гипнотизер был то робким, то отважным, то захмелевшим, то непререкаемо-твердым. Дарья и Володя от начала до конца спектакля произносили свои реплики одной интонацией. Женщина брала криком, мужчина защищался голосом пропитого зэка. И, надо отметить, до 40-летних супругов молодежь ахтановки недотягивала. Сама пьеса интересна и поучительна. Но у актеров недостаточно профессионализма, опыта, чтобы показать ее в полной мере. Так считает и режиссер постановки Акмади Сарбасов.
— Я с самого начала приступал к работе с некоторой опаской, — говорит он, – так как многие здесь не имеют специального образования. Пробовал на роли разных актеров, кто-то отказался сам, кто-то не подошел, кто-то уехал на сессию. Это бытовая комедия, она строится только на актерской игре, а мастерства не хватает. Конечно, легче нарядиться в пышные костюмы, наложить слой грима, за 5-7 минут отыграть роль и уйти за кулисы. «Держать зрителя» на протяжении всей постановки намного сложнее.
Еще одна загвоздка случилась уже при сдаче спектакля – оказалось, не так легко с ходу играть на другой сцене. Репетиции проходили в драмтеатре, а премьера из-за гастролеров состоялась в театре «Алакай». Тут и актеры стушевались, и восприятие зрителем было иное.
— Я не знал, что это может так повлиять, — признается режиссер. – И еще я понял – русский человек в Казахстане — это совсем не то, что россиянин. Речь не та, менталитет другой. Я прошу напевности в голосе, но актеры не понимают, чего я добиваюсь. По большому счету я сам недоволен премьерой.
Акмади Сарбасов говорит, что эта постановка может стать мастер-классом для актеров театра.
— Я еще проведу пару репетиций, расставлю акценты. Необходимо время, чтобы актеры вжились в роли. Я уверен на 99 процентов, что спектакль выровняется и пойдет.
Гульсым НАЗАРБАЕВА