Послание Главы государства народу Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее» уже заняло свое место в истории. Это документ превентивного действия, обеспечивающий стратегию эффективного развития Казахстана в условиях кризиса глобальной экономики. По этой причине нынешнее Послание Президента Казахстана имеет международное значение, так как его проблематика выходит за рамки национального уровня.
Согласно прогнозам международных экспертов, в будущем году темпы экономического роста во всех странах мира замедлятся, а кризисные тенденции усилятся. В начале октября текущего года МВФ опубликовал доклад, в котором вероятность наступления рецессии в еврозоне оценивалась в 40%. МВФ также понизил прогноз по росту мировой экономики на 2014 год с 3,4% до 3,3%. На 2015 год этот показатель ожидается на уровне 3,8% против 4%, предсказанных фондом ранее. Поэтому корректировка экономического и политического курса неизбежна для всех государств мира.
Меры по предотвращению национальных экономик от глобального спада уже предпринимают различные государства.
Как известно, чем раньше будут приняты упреждающие меры в противодействии мировой рецессии, тем более эффективными могут быть результаты. Глава государства напоминает об этом в своем Послании к народу, ссылаясь на отечественный опыт периода 2007-2009 годов. Меры по снижению влияния последствий глобального мирового кризиса, отраженные в комплексном виде в Программе Правительства РК на 2008-2010 годы, в тот период оказались наиболее последовательными и адекватными, что до сих пор отмечают многие зарубежные и отечественные эксперты. Следует отметить, что стиль и методы действий казахстанского президента в этом направлении давно уже получили заслуженное уважение во всем мире. За годы независимости благодаря своевременному применению президентом и правительством методов государственного управления, построенных на принципах опережения, Казахстан сумел многого добиться. Так было в ходе перехода к программам широкомасштабной приватизации, при введении национальной валюты, на первом этапе привлечения необходимых стране иностранных инвестиций при образовании Национального фонда и во многих других сложных ситуациях развития нашей государственности.
Все перечисленное придает нам уверенность в том, что руководство страны и в это непростое время будет эффективно управлять самыми сложными процессами, оптимально используя как предоставляемые нам возможности, так и заблаговременно реагируя на возможные угрозы от окружающего мира. И в этом несомненная заслуга нашего Президента, Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Безусловно, всех нас, казахстанцев, радует то, что отношение к происходящим в мире процессам не стало поводом для «закручивания гаек» и для максимального оправдания «строжайшей экономии и ограничения во всем» внутри страны. Мы хотим жить в привычной для нас среде и быть уверенными в завтрашнем дне. Тем более что предстоящий год для казахстанского государства богат на знаковые события. Это год предстоящего вступления в ВТО, год начала функционирования РК в рамках Евразийского Экономического Союза, год 20-летнего юбилея Конституции, год 70-летия Победы над фашизмом и др. А также 2015 год объявлен годом Ассамблеи народа Казахстана. Все эти даты не за горами и являются для нас общими объединяющими нас праздниками и событиями, которые подчеркивают единство нашего народа и готовность преодолеть любой кризис, доверяя своему Президенту, лидеру нации Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.
В Послании Главы государства отмечается: «Мировой опыт показывает, что в условиях кризиса происходит переориентация экономической политики государства». Мы готовы к такой переориентации, так как весь предшествующий посткризисный период потратили на то, чтобы укрепить меры по обеспечению безопасности национальной экономики. В этой связи 2015 год можно назвать годом осознанных действий по реализации новой национальной стратегии «Казахстан-2050». И к этому утверждению есть серьезные основания. В 2013-2014 годах, в соответствии с требованиями новой Стратегии, в основном завершена корректировка отраслевых и функциональных стратегических программ, стратегий национальных компаний и предприятий государственного сектора. Одновременно осуществлялась и продолжается разработка новых концепций развития государства, в том числе таких, как концепции перехода к «зеленой» экономике, повышения конкурентоспособности страны и других. Итогом этой целенаправленной и многоплановой работы является завершение в наступающем году задач первой пятилетки в рамках государственного стратегического плана ГСП «Казахстан-2020». Все это не только существенно приближает экономику страны к инновационной модели развития, но и характеризует выход на новый качественный уровень экономического роста.
Теперь наступает период активной реализации новых, еще более масштабных государственных программ. Так, в 2015 году начинается реализация второго пятилетнего этапа государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГП ФИИР на 2015-2019гг.), в которой, как отметил Президент, намерены участвовать более 100 зарубежных компаний. Соответственно, на региональном уровне будут выполняться подчиненные ей новые пятилетние программы развития территорий. Учитывая, что стратегические аспекты определены по всем уровням иерархии управления, можно с уверенностью констатировать, что все происходящие экономические и социальные процессы носят управляемый характер. А это дает основание Казахстану заинтересованно работать над реализацией уже имеющихся планов и программ и уверенно двигаться к достижению своих целей.
По-нашему мнению, ГП ФИИР по своей сути и содержанию представляет собой не что иное, как комплексный план действий Казахстана по управлению своим развитием в условиях начала III мировой промышленной революции. И не случайно на данном этапе она относится к наиболее приоритетным направлениям новой экономической политики Казахстана.
Таким образом, важным инструментом продвижения Казахстана в число 30 конкурентоспособных государств мира и главным этапом в реализации целевых установок Стратегии «Казахстан-2050» реально становится Государственная программа «Нұрлы жол». Уникальность программы действий, предложенной Президентом в новом Послании, однозначно выражается в опоре на достигнутый Казахстаном потенциал экономического роста. Именно он позволяет нам сегодня решать такие глобальные вопросы, как строительство инфраструктурных объектов; масштабное оздоровление финансового сектора; решение важнейших социальных проблем, в том числе в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, жилищное строительство, образование и здравоохранение. Безусловно, для того чтобы успешно выполнять эти задачи, всем нам нужно еще раз внимательно изучить Послание Президента, уяснить его глубинную суть на каждом из многочисленных направлений.
В Послании Главы государства неоднократно подчеркивается, что в предкризисных условиях наша экономическая политика должна носить контрциклический характер. Это означает, что превентивные меры в экономической сфере одновременно должны быть направлены на защиту национальной экономики от возникающих угроз текущего характера. Прежде всего это связано со снижением цен на нефть, колебаниями валютного курса и т. д. Среди мер этого плана своевременным, считаю дополнительное выделение средств в размере более 300 млрд тенге на кредитование субъектов малого и среднего бизнеса с привлечением кредитных линий как банков Казахстана, так и международных финансовых институтов банков АБР, ЕБРР, Всемирного банка, в том числе более половины этих сумм — на льготных условиях под 6% на десять лет. Льготное кредитование поможет нашим предпринимателям укрепить свои позиции и двигаться в сторону конкурентоспособности, выходить на новые рыночные ниши, в том числе и мирового рынка.
Тем более что в условиях кризиса такие возможности реально осуществимы, а новый транш из Национального фонда повысит социальную ответственность наших предпринимателей, которым государство оказывает свою реальную поддержку в условиях кризиса.
Важным аспектом принимаемых государством мер антикризисного характера является также корректировка показателей бюджетного регулирования. В данное время Сенат Парламента рассматривает трехлетний бюджет на 2015-2017 годы. Анализ изменений в бюджетной политике дает серьезную информацию для размышления о том, как должно действовать любое государство в новой предкризисной ситуации, опираясь на методы стратегического планирования и стратегического прогнозирования. Наглядным является этот пример и для нашего депутатского корпуса, так как освоение технологий бюджетного регулирования — одна из главных задач парламентариев. Так, с учетом складывающихся внешних и внутренних факторов предусмотрены исходные параметры базового сценария прогноза социально-экономического развития республики на 2015-2019 годы. В том числе на 2015 год прогнозный уровень цены на нефть снижен с 90 до 80 долларов США за баррель. На 2016-2019 годы он сохранен на уровне 90 долларов за баррель. На металлы в 2015 году он сохраняется на текущем уровне с увеличением к 2019 году на 5,4% от уровня текущего года.
Исходя из этого, в 2015 году номинальный ВВП прогнозируется в объеме 43 721,3 млрд тенге с увеличением до 70 753,
6 млрд тенге к 2019 году. ВВП на душу населения увеличится с 13,5 тыс. долларов США в 2015 году до 20,8 тыс. долларов США в 2019 году. Реальный прирост ВВП по прогнозам в 2015 году составит 4,8%, в 2016-2019 годах ожидается на уровне 5,3-6,7%. При этом объем добычи нефти сохранен на одобренном уровне, в 2015 году составит 81,8 млн тонн с последующим увеличением до 96,0 млн тонн в 2019 году.
Соответственно, с учетом пересмотренного прогноза социально-экономического развития страны на 2015-2019 годы на основе консервативного варианта развития экономики пересмотрены параметры проекта республиканского бюджета на 2015-2017 годы. Обращает внимание, что одобренный прогноз социально-экономического развития на 2015-2017 годы включает увеличение расходной части бюджета на 2015 год выше утвержденного на этот период в 2013 году (прогноз на 2013-2015 годы). Если раньше на 2015 год он был запланирован в объеме 7 234, 2 млрд тенге, то сейчас возрастет до 7 835, 1 млрд тенге, или рост на 17,9%, т.е. на 601 млрд тенге. Все эти показатели — еще одно свидетельство укрепления экономического потенциала страны и реальных возможностей для преодоления экономического кризиса, опираясь на достижения современного государственного менеджмента и эффективную финансово-инвестиционную и инновационную политику.
Стабильным источником доходов является гарантированный и целевой трансферт из Национального фонда. На 2015 год отчисление Нацфондом в бюджет составит 2 418,2 млрд тенге. Это позволит в полном объеме профинансировать расходы республиканского бюджета и решить ряд вопросов, не учтенных прогнозов республиканского бюджета. Даже развитые страны Европы данное финансовое регулирование считают для себя положительным опытом, которому надо учиться у Казахстана.
Подтверждением этого является следующий важный аспект. В Послании Президента отмечается, что стержнем новой экономической политики Казахстана является План инфраструктурного развития страны. Этот проект Главы государства, безусловно, имеет стратегическое значение, тем более что по времени реализации он тесно увязан со вторым этапом ГП ФИИР и фактически является ее логическим продолжением. План является широкомасштабным и панорамным, так как простирается на север и юг, восток и запад, включает совокупность основных секторов транспортной отрасли — воздушный, железнодорожный и автомобильный. Учитывая, что все проекты транспортной отрасли являются дорогостоящими, можно подчеркнуть, что сегодня не каждому государству под силу решать подобные задачи.
Для нас, казахстанцев, в условиях большой и разнообразной по климатическим условиям территории страны, реализация этого проекта означает более комфортные условия жизнедеятельности, выход на мировые стандарты качества жизни. В условиях, когда будут задействованы все семь инфраструктурных проектов, а это в течение ближайшего года, вся территория страны превратится в огромную строительную площадку. На многотысячных строительных объектах появятся сотни и сотни тысяч новых рабочих мест. Это яркое и характерное явление новейшей истории Казахстана.
Однако прежде всего реализация инфраструктурных проектов демонстрирует, как можно получить большой мультипликативный эффект из определенных направлений президентской программы действий. Так, разработка инфраструктурных проектов не только позволит задействовать научно-технический потенциал отрасли, но и будет способствовать привлечению новых инвестиций. А, следовательно, это будет содействовать улучшению инвестиционного климата и укреплению деловых и финансовых связей с иностранными инвесторами и международными финансовыми институтами. Она также станет стимулом для увеличения инновационной активности предприятий различных сфер экономики с опорой на новейшие технологии, в том числе и для создания новых инновационных производств. Решение этой масштабной задачи потребует дальнейшей активизации исследовательского потенциала и трансферта новейших зарубежных технологий, что будет элементом практической реализации в Казахстане модели наукоемкой экономики. Тем более что в указанных целях, как отметил Глава государства, уже определены 10 опорных университетов, на базе которых будут обеспечиваться связь науки с приоритетными отраслями экономики и подготовка кадров. К слову сказать, только на эти цели, как отмечается в Послании Президента, до 2017 года будет направлено 10 млрд тенге для укрепления их материально-технической базы.
Рассмотренные выше направления программы действий государства в новых условиях развития глобальной экономики в полной мере содержат меры социального характера, направленные на защиту населения и создание более комфортных условий жизни, что также отражает глубину мышления и прозорливость Президента. Такие проекты, как модернизация инфраструктуры ЖКХ, сетей водо- и теплоснабжения, являются достаточно затратными и требуют привлечения больших инвестиций, в том числе иностранных. В Послании Главы государства отмечается, что на эти цели, кроме уже предусмотренных в бюджете средств, ежегодно будет выделяться до 300 миллиардов тенге, будут привлечены средства международных финансовых институтов и частных инвесторов.
В связи со значительным перетоком населения в рамках формирования казахстанских агломераций в Послании предусмотрены меры по укреплению жилищной инфраструктуры. В том числе по строительству государством социального арендного жилья с последующим правом выкупа. Это очень правильный подход, так как он исключает социальное иждивенчество и развивает ответственное партнерство государства и населения в решении важной социальной проблемы. Нет необходимости специально останавливаться на таких аспектах, как образование и здравоохранение, так как решение проблем в этих сферах в нашей республике осуществляется на постоянной и системной основе с ежегодным увеличением выделяемых на эти цели средств. На решение проблемы аварийных школ и
3-сменного обучения дополнительно направляется 70 млрд тенге. Для решения проблемы кардинального сокращения мест в дошкольных организациях в течение 3 лет будут направлены 20 миллиардов тенге. Из опыта своей работы знаю и считаю очень правильным поручение Президента акимам регионов — максимально заняться этой работой с привлечением частного сектора. Это станет еще одной формой сотрудничества государства, населения и частного сектора, а общими усилиями будет решен важный социальный вопрос.
Таким образом, детальный и пошаговый анализ нынешнего Послания Главы государства народу Казахстана позволяет сделать вывод, что, несмотря на проблемы, происходящие в глобальной экономике, в ее финансовой архитектуре, у нашей страны есть все возможности для успешного решения намеченных ранее задач по улучшению жизни всех граждан республики и дальнейшего социально-экономического роста. Политический курс Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева всегда рассчитан на будущее, всегда выверен в деталях и реализуем на практике. В его основе всегда лежит новаторская идея, которая направлена на модернизацию национальной экономики и повышение благосостояния народа. Этот инновационный ресурс заложен и в новом Послании Главы государства народу Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее».