Областная газета «Актюбинский вестник»

Все новости Актобе и Актюбинской области

Стратегический коридор

Близится к завершению реконструкция дороги от Кандыагаша до границы Атырауской области. Полным ходом прокладывается асфальт от Тамды до Кандыагаша. Строители стараются до холодов успеть открыть одну полосу движения. Корреспондент «АВ» ознакомился с ходом работ на всем протяжении автострады республиканского значения. Пресс-тур для журналистов страны организован по инициативе Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.

[box type=»shadow» ]212 миллиардов тенге выделено на реконструкцию дороги Актобе – Атырау – граница РФ.[/box]

11-52 километр

Напомним, контракт на реконструкцию участка Актобе – Кандыагаш, 11-100 км, подписан в конце ноября 2020 года. Проект включен в госпрограмму инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2020-2025 годы. Участок протяженностью 44 км (11-52 км) закреплен за подрядчиками СП «ТОО «Сине Мидас Строй» & АО «ТодиниКоструциониДженералиС.п.А.». Ими уже начата заготовка ЖБИ и отсыпка земляного полотна. Как сообщил директор Актюбинского филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол» Марат Махамбетов, дорога до Кандыагаша будет первой технической категории с четырьмя полосами с разделительной оградой. Трасса объедет Алгу и Карауылкельды слева, Кандыагаш и Шубаркудык – справа. Всего на алгинском обходе предусмотрено возведение транспортной развязки, пяти искусственных сооружений и трех мостов: два пройдут через Илек, один – через железную дорогу.
– Развязка предназначена для транзитного транспортного движения, чтобы большегрузная техника, не заезжая в город и не создавая заторов, размеренно двигалась своим путем, – пояснил Марат Махамбетов.
Протяженность обхода дороги первой категории составляет 16 км. Он также будет в четыре полосы при ширине проезжей части в 18 метров, освещен, разделен барьерными ограждениями. На данный момент строится объезд близ Алги на 34-м километре. Субподрядчиком на этом участке является компания «ТоребекЖолКурылысы» из Алматы, более 20 лет специализирующаяся на земляных работах. Она ведет послойное уплотнение земляного полотна, высота которого в отдельных местах достигает 6,5 метра. Как отметил директор компании Канатжан Алтаев, это самая высокая точка. Отсыпка грунта производится строго по технологии с учетом продольного профиля земли и снегозаместимости в зимний период. Где-то доходит до уровня трех-пяти метров. С карьера, расположенного от стройки буквально в 500 метрах, предстоит завезти 1,5 млн кубометров земли. Строители стараются не сбавлять темпы: за 20 дней уложили до 400 тысяч кубометров. При этом было задействовано более 60 единиц техники, в том числе большегрузные самосвалы, катки, бульдозеры, экскаваторы. Работа идет в две смены, круглосуточно. Трудятся 120 специалистов. Дорожники убирают верхний растительный слой, потом земля укатывается. После оценки специалистами технадзора начинается послойная отсыпка грунта, причем каждый слой должен быть толщиной в 25-30 см. Все это ведется под неусыпным контролем соответствующих инженерных служб. Согласно контракту, до середины сентября субподрядчик намерен завершить земляные работы на закрепленном участке протяженностью 11 км.
– По завершении, вероятно, будем задействованы на других участках, там, где не успевают наши коллеги. По договору ежедневно должны засыпать 6 тысяч кубов, мы даем 20-25 тысяч, соблюдая всю технологию. Да и потом, за нами стоит столько проверяющих, – говорит Канатжан Алтаев.
По его словам, они присутствовали в дорожных работах, можно сказать, всех регионов страны, в том числе в проекте МТК «Западная Европа – Западный Китай». В Актобе компания прибыла из Карагандинской области.
– Отличаемся от других выполнением своих обязательств своевременно, качественно и оперативно, – говорит руководитель предприятия. – Секрет успеха – кадры, набранные почти со всех областей. Уделяем большое внимание соцпакету, особенно зарплате, в среднем выходит 280-300 тысяч тенге. Но при хорошей работе, когда сотрудники сдают «красную отметку», то оплата их труда доходит до 450-500 тысяч тенге. В обязательном порядке создаем нашим специалистам все условия труда и быта. Попробуйте жить в вагончиках в степи при сорокоградусной жаре. Везем с собой вагоны с общежитием, кухней, баней и другими необходимыми атрибутами. С нами всегда находятся четыре повара.
На участок в нашу область «ТоребекЖолКурылысы» привез по железной дороге более 50 единиц спецтехники: самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, катки, погрузчики. Канатжан Алтаев отметил, что почти не пользуется услугами местных фирм.
– У вас только приобретаем дизтопливо, ГСМ, – смеется субподрядчик.

[box type=»shadow» ]Пятиступенчатый контроль
Качество работ тщательно проверяется, вплоть до используемых в строительстве материалов, начиная с лабораторий подрядчиков. Технический надзор ведет южнокорейская компания Dongsung Engineering Co., Ltd совместно с субконсультантом ZS Engineering LLP (Казахстан). Авторский надзор – за ТОО «Инженерный центр «Астана» и «ПИ «Костанайдорпроект». Контрольные действия ведутся также по линии Национального центра качества дорожных активов и от лица заказчика – нацкомпании «ҚазАвтоЖол».[/box]

Первый асфальт

Лот 2 (52-100 км) «строит» актюбинское ТОО «АссанаДорСтрой». За зиму завезли более 100 тысяч кубов щебеночных материалов. Спецтехники у компании достаточно, но недавно дополнительно закупили новую. Всего на участке заняты 130 единиц техники и 300 человек. По словам руководителя проекта, ветерана дорожной отрасли Виталия Процентова, 33 км дороги запланировано ввести в строй по первой технической категории и 15 км – по второй. Кстати, 25-й километр является обходным путем Кандыагаша. На объекте предусмотрены 31 труба и три моста. Уже в текущем году товарищество намерено проложить 18-20 км асфальтобетона в два слоя без щебеночно-мастичного асфальтобетона по правой стороне автодороги. Потом откроют по ней движение, перейдя к работам на левой стороне. Для этого на 52-м км автострады запустили свой асфальтный завод, буквально на днях начали укладывать первый асфальт.
– По просьбе заказчика взяли на себя обязательства завершить в этом году одну полосу от Тамды до Кандыагаша (33 км) без верхнего слоя и пустить по ней движение. Для этого будем работать в две смены. Последний слой сдадим на третий год, – говорит Виталий Процентов.
За ходом строительства строго следит специальная служба инженеров. Кроме того, два-три раза в неделю приезжают на участок и производят отбор материалов представители Национального центра по оценке качества дорожными активами. Особых замечаний к подрядчику пока не было.

[box type=»shadow» ]Местное содержание
Железобетонные изделия дорожным строителям поставляют актюбинские ТОО «Стройдеталь» и завод «ЖБИ-35». Предприятия производят водопропускные трубы, квадратные дюбинги для скотопрогона и другие детали для строительства мостов. Щебень и другие песчано-гравийные смеси также завозятся из местных карьеров, в том числе из Мугалжарского района.[/box]

Выполнено 60% работ

На очередном участке (100-160 км) Кандыагаш-Шубаркудык компания «Uniserv» из ЗКО ведет укладку асфальтобетона. Дорога, строящаяся за Кандыагашем, относится ко второй технической категории, ширина пути составляет 9 метров. Асфальт укладывается строго, как и положено, в три слоя: нижний слой пористого, крупнозернистого покрытия составляет 12 см, второй и верхний – 10 см. Сверху затем пойдет ЩМА толщиной в 5 см. На глазах у журналистов после укладки второго слоя асфальтобетона специалисты произвели проверку всех указанных технических параметров. Никаких отклонений от технологии не обнаружено. С поставкой асфальтобетона сбоев тоже нет – ведь асфальтный завод находится под боком. В ноябре нынешнего года компания полностью завершит реконструкцию участка.
– Выполнено 60 процентов работ по устройству асфальтобетонного покрытия. Осталось 9 километров по высокопористному слою. На участке уложено 39 труб, из четырех мостовых сооружений обустроено два. Работа идет согласно графику, – сообщил генеральный директор ТОО «Uniserv» Даурен Ергалиев.
Задействованы 100 единиц техники и около 150 специалистов. Рабочий персонал состоит полностью из местного населения.
– Не все хотят идти на зарплату от 100 тысяч тенге с полным проживанием и бесплатным питанием. Но мы не привезли ни одного рабочего, привлекаем только своих квалифицированных специалистов. Компания из Уральска работает по всему Казахстану, но лишь в нефтеносных Атырау и Актобе трудно найти рабочих, – сетует подрядчик.

Осталось наложить косметику

Близки к завершению и другие участки. Напомним, трасса от Актобе до границы Атырауской области протяженностью 319 км поделена на семь лотов. Первые 17 километров (220-237 км) дороги сданы в эксплуатацию в 2018 году казахстанской компанией «Ивита». Кстати, по контракту того времени ее гарантийной срок рассчитан на пять лет.
Намерены в срок сдать свои два объекта итальянская компания «Тодини» совместно с турецкой «Сине Мидас Строй». Им остались работы по благоустройству, как шутят дорожники: наложить косметику.
Однако не все подрядные организации оказались добросовестными. В прошлом году начались финансовые проблемы у азербайджанской компании «Спик Аккорд», строящей дорогу близ поселка Карауылкельды. Поэтому контракт был расторгнут в одностороннем порядке. Сейчас идут переговоры с заимодателем – Азиатским банком развития, чтобы оставшиеся 20% работ доделала компания «Тодини», которая завершает свои участки с обеих сторон. Как заверили в нацкомпании «ҚазАвтоЖол», как таковой переоценки не будет, смета не превысит проектную сумму. Главное, успеть передать объект, пока дорожники не демонтировали свои лаборатории и заводы.[divider]

Артерия соединит два нефтеносных региона

Нуртилек ХАСЕНОВ, главный эксперт Комитета автодорог Министерства индустрии и инфраструктурного развития:
– По программе «Нұрлы жол» проект реконструкции транзитного коридора Актобе – Атырау – граница РФ претворяется в жизнь хорошими темпами на всей его протяженности, а она составляет 890 км. Участок этого коридора Кандыагаш – Макат (259 км), строительство которого начато в 2017 году, будет полностью сдан к концу нынешнего года. Проект реализуется за счет средств международных финансовых институтов, в том числе Азиатского банка развития и республиканского бюджета. Общая сумма затрат на реконструкцию всего коридора, начиная от Актобе и заканчивая границей Астраханской области РФ, составляет 212 миллиардов тенге. На данный момент препятствий в ходе строительных работ нет, финансирование идет своевременно. Материалы на 100 процентов казахстанские, в частности, из Актюбинской области, где производятся железобетонные изделия и добываются инертные материалы.
Безусловно, проект носит стратегический характер для развития основных промышленных регионов страны. Транспортный коридор проходит по территории восьми районов двух областей, эффект для их социально-экономического развития, улучшения благосостояния населения огромен. С территории Атырауской области до Маката дорогу также сдадут до конца года. Участок от Маката до Атырау уже отремонтирован. Далее проект до границы России начат только в прошлом году и завершится в 2023-м, как и отрезок Актобе – Кандыагаш.
Естественно, с вводом объекта транзитный поток будет идти с территории РФ, Европы, интенсивность движения ожидается большая. Прежде, например, поездка в Атырау по автодороге протяженностью 600 километров занимала 12 часов, после реконструкции это займет значительно меньше. Актюбинцы и атыраусцы ездили до этого в Атырау через Уральск, теперь появляется возможность выезжать напрямую, так как основные работы по некоторым участкам завершены, осталось только обустройство дороги. Вдоль нее по проекту планируется открытие кемпингов. Эти расчеты и были заложены в масштабный проект в рамках программы «Нұрлы жол».[divider]

Абат КАРАТАЕВ
Фото автора

Колонка "Взгляд"